Басманный суд Москвы выдал в понедельник, 15 января, санкцию на арест банкира Алексея Френкеля, который, по мнению следствия, является заказчиком убийства первого заместителя главы Центрального банка России Андрея Козлова. Тем не менее, обвинения Френкелю пока не предъявлены.
Пока адвокаты собираются опротестовывать постановление суда и действия следственной бригады, журналисты пытаются понять, какими мотивами руководствовался предполагаемый заказчик убийства, и как его удалось так быстро раскрыть. По версии газеты "Коммерсант", которая задействовала собственные источники в Генпрокуратуре и Центробанке, вся цепочка от заказчика до исполнителя действовала крайне непрофессионально.
Предыстория конфликта вкратце такова. В августе 2005 года ЦБР отказался включить ВИП-банк в систему страхования вкладов. Френкель, занимавший пост председателя правления банка, оставил его, чтобы лично участвовать в судебных заседаниях. В двух инстанциях ему удалось выиграть у Центробанка, однако 15 июня 2006 года ЦБР в лице убитого первого зампреда Козлова вообще отозвал у ВИП-банка лицензию на ведение банковской деятельности. Банк решил оспорить и это решение.
При этом, по данным газеты, Френкель предпринимал активные усилия, чтобы пообщаться в неформальной обстановке с Козловым и другими руководителями ЦБР. Для этого банкир стал посещать различные мероприятия, вечеринки и приемы, чтобы получить возможность изложить свою позицию по спорному вопросу первым лицам Центробанка. Однако первый зампред старательно избегал личных контактов с Френкелем.
О том, насколько серьезные лица были обеспокоены судьбой довольно скромного банка (до отзыва лицензии он занимал 210-е место по размеру активов), свидетельствует то, что Козлову стали звонить из Генпрокуратуры, в том числе от имени тогдашнего замгенпрокурора Владимира Колесникова.
Следствие полагает, что, отчаявшись решить проблемы банка легальным способом, Френкель решил заказать убийство Козлова, которого считал источником всех неприятностей. Не имеюший криминального опыта банкир поделился своими заботами с некоей Лианой Аскеровой, которая, по мнению прокуратуры, предложила ему подыскать убийц.
Обращает на себя внимание, что на всю операцию по устранению человека такого уровня, как первый зампред ЦБР, было выделено всего десять тысяч долларов, из которых лишь пять тысяч предназначались непосредственным исполнителям убийства. Другие пять тысяч, как считает следствие, взял себе украинский бизнесмен Борис Шафрай, деловой партнер Аскеровой. Он вышел на местного "авторитета" Богдана Погоржевского, который рекомендовал ему трех жителей Луганска, имеющих криминальное прошлое, а на тот момент промышлявших частным извозом в Москве.
То, что не из всякого бандита может получиться "киллер", то есть специалист по осуществлению заказных убийств, наглядно демонстрирует уровень организации преступления. Убивать зампреда Центробанка троица приехала на личном автомобиле одного из них, Александра Белокопытова. Они даже пытались заехать на территорию спорткомплекса "Спартак", где, в итоге, и произошло убийство, однако охрана их не пустила. Более того, сотрудники охранного предприятия даже записали номер подозрительного автомобиля, что и вывело следствие на исполнителей преступления.
Белокопытов, в конце концов, осознал ошибку и решил избавиться от автомобиля, отправившись продавать его в Ставрополь. Там он и был задержан спустя неделю после убийства Козлова и сразу выдал своих сообщников. Они сразу же рассказали то немногое, что им было известно о посредниках и заказчиках, за что следствие оформило им явку с повинной.
В декабре 2006 года удалось задержать Погоржевского и Шафрая. Однако на этом цепочка могла и оборваться, так как последний не признал своей вины и отказался давать показания. Как выяснил "Коммерсант", Аскерова выдала сама себя, так как начала поиски адвоката для Шафрая и этим привлекла внимание оперативников, которые установили за ней наблюдение, а ее телефон поставили на "прослушку".
Когда следствие убедилось, что Аскерова имеет отношение к убийству, было принято решение о ее задержании. На допросе ей сказали, что Шафрай дал против нее показания, что на самом деле было не так, и Аскерова, решив, что терять ей нечего, рассказала следователям про Френкеля.
Единственная женщина, фигурирующая в этом уголовном деле, является в известном смысле темной лошадкой. Сообщалось, что она не имеет отношения в финансам, но знакома с влиятельными представителями банковских кругов. "Коммерсант" пишет, что она является владелицей ресторана "Триш". В то же время газета "Известия", утверждает, что Аскерова в последние годы нигде не работала. Ее также именуют руководителем Ассоциации промоутеров бокса, но люди, профессионально связанные с этим видом спорта, заявляют, что впервые слышат ее имя.
Аскерова родилась в дагестанском городе Дербент. Ей, по разным данным, то ли 38, то ли 39 лет. По информации газеты "Известия", она окончила факультет управления экономикой Дагестанского университета. Все СМИ упоминают о том, что в 1995 году Аскерова была объявлена в розыск по подозрению в мошенничестве, однако в 1998 году розыск был прекращен.
Газета "Новые известия" упоминает еще об одном криминальном факте, связанном с Аскеровой. Она якобы подозревалась в том, что "с сентября по октябрь 2000 года путем подделки документов похитила у ЗАО СУ-28 6,3 миллиона рублей". В связи с этим Аскерова задерживалась в апреле 2001 года, но дальнейшая судьба этого дела неизвестна. Кроме того, по данным газеты, на тот момент Аскерова занимала должность директора ООО "Экриптор". Еще пару слов в ее характеристику добавляет ""Время новостей", согласно которому Аскерова владеет недвижимостью в Подмосковье, а в столице бывает наездами.
Между тем большинство СМИ не находят логического объяснения, почему известный в своей среде банкир, выпускник экономического факультета МГУ, вдруг решил пойти на "мокрое дело". Как пишет "Коммерсант", по версии следствия, Френкель решился на организацию убийства на почве "личной неприязни" к первому зампреду ЦБР. И действительно, сложно найти рациональные мотивы такому поступку. Дело в том, что хотя отзыв лицензии, очевидно, наносил серьезный ущерб бизнесу и карьере Френкеля, тот небезуспешно продолжал судебную тяжбу с Центробанком. Как раз 15 января, в день, когда суд санкционировал арест Френкеля, в арбитраже должно было состояться очередное заседание по вопросу об отзыве лицензии у ВИП-банка.
Кроме того, наблюдатели отмечают, что само по себе устранение Козлова не могло решить проблем банка, который покойный зампред подозревал в отмывании денег. Поэтому единственным мотивом Френкеля остается месть, а в это практически никто из знакомых банкира поверить не может.
Френкель уже успел заявить о своей невиновности, а его адвокат Игорь Трунов полагает, что Аскерова оговорила его клиента под давлением следователей. Защитник потребовал устроить предполагаемому заказчику убийства очную ставку с предполагаемой посредницей.
По данным газеты "Известия", Аскерова не называла фамилию Френкеля, а лишь указала на связь убийства с ВИП-банком, а уже из ее показаний следствие сделало свои выводы. Если вспомнить, что на днях генпрокурор Юрий Чайка пообещал новые аресты по делу Козлова, то не представляется совсем уж невероятным, что статус Френкеля может в скором времени поменяться. Возможно, арест банкира был лишь отвлекающим маневром, чтобы не спугнуть подлинных заказчиков преступления, стоящих за Френкелем и за ВИП-банком. В каком направлении двинется следствие, станет ясно 17 января, когда банкиру предъявят официальные обвинения.