25 января 2006 года правительство России одобрило поправки в Бюджетный кодекс и уже 1 февраля проект реформы Бюджетного кодекса будет внесен правительством в Госдуму. Если депутаты Госдумы примут поправки, предложенные правительством, то Минфин к апрелю 2007 года подготовит и досрочно внесет в федеральное собрание первый трехлетний бюджет России на 2008-2010 годы. После того, как депутаты одобрят и его, страна на полгода погрузится в предвыборную горячку, а новый президент России в 2008 году получит готовый бюджет почти на весь срок его пребывания у власти.
На старт!
В мае 2006 года Владимир Путин направил в Госдуму и правительство Бюджетное послание президента на 2007 год. В частности, в нем содержится требование "утвердить законом федеральный бюджет на среднесрочный период (2008–2010 годы)".Месяц спустя Путин на заседании с членами правительства потребовал от премьер-министра Михаила Фрадкова после принятия бюджета на 2007 год немедленно приступить к работе над бюджетом на 2008 год.
Президент объяснил, что следует принять предвыборный бюджет как можно скорее, так как перед осенними выборами в Госдуму "депутаты просто разъедутся для работы в округах". Впрочем, требование президента не застало Алексея Кудрина врасплох: правительство готовит одновременно с бюджетом на текущий год еще и расчеты на два предстоящих года. Министр финансов заявил президенту, что "бюджет на 2008-2010 годы, по сути, уже готов".
На заседании Госдумы 24 ноября 2006 года депутаты в последний раз приняли годовой бюджет.
Пока же депутаты готовились принять бюджет на 2007 год в последнем, четвертом чтении, Владимир Путин на встрече с правительством узнал от Алексея Кудрина, что в соответствии с его поручением бюджет - 2008 будет внесен в Госдуму во второй половине апреля и принят в первых числах июля 2007 года. Дело в том, что бюджет на три года планировали и раньше, однако он оформлялся не как трехлетний бюджет, а как финансовый план.
То, что Кудрин так точно назвал срок принятия Госдумой трехлетнего бюджета, президента нисколько не удивило. Есть такое слово - надо.
Внимание!
Впрочем, в скучное однообразие законотворческого процесса в 2007 году внес оживление глава Минэкономразвития Герман Греф. Чиновник, отстаивая свое право на контроль над федеральными целевыми программами, чуть было не сорвал сроки принятия трехлетнего бюджета.
Утверждаемые ежегодно федеральные целевые программы (ФЦП) и федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) – основной источник госинвестиций. Сейчас МЭРТ распределяет эти деньги среди главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) только после утверждения бюджета на текущий год. Из-за этого к декабрю 2006 года было освоено лишь 61,2 процента от выделенных на инвестиции средств.
На заседании правительства в декабре 2006 года Алексей Кудрин потребовал от лица четырех министерств (Минфина, Минсельхоза, Минпромэнерго и Минобороны) скорректировать Бюджетный кодекс. Минфин же предложил перестать ежегодно утверждать уже действующие ФЦП и ликвидировать ФАИП. При этом ФЦП будут одобрять на срок не более шести лет, а уже принятые обязательства в трехлетнем бюджете не будут значительно корректироваться. В итоге ведомство Германа Грефа осталось бы без права распределять бюджетные деньги, министр выступил против позиции Минфина. В ведомстве же Кудрина заявляли, что работавшая в 2006 году схема мешает тем, кто реализует инвестиционные программы.
В итоге в Минфине заявили, что если решения по поправкам в Бюджетный кодекс не будут приняты в ближайшее время, то формирование бюджета на 2008-2010 годы может быть сорвано. По словам чиновников из Минфина, на принятие поправки в Бюджетный кодекс необходимо три месяца, а проект бюджета на три года правительство должно направить в Госдуму уже в апреле 2007 года.
И только 22 января Минфин и МЭРТ все-таки смогли согласовать проект реформы Бюджетного кодекса. Трехлетний бюджет спас Алексей Кудрин, который предложил дополнить законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс..." статьями о ФАИП, согласно которым для этих программ предусмотрены "переходные положения" до 2009 года. МЭРТ же еще два года будет формировать инвестпрограммы, но при подготовке бюджета на 2010-2013 годы ФАИП исчезнет, а министерствам и ведомствам будет предоставлено право самостоятельно инвестировать суммы в проекты стоимостью менее 600 миллионов рублей, в том числе и в жилье.
Марш!
Пока чиновники на межведомственном междусобойчике решали, кто будет распределять государственные триллионы, правительство стало отставать от графика. Поэтому, как только Кудрин и Греф договорились, поправки в Бюджетный кодекс были спешно одобрены.
На заседании стало известно, что в Бюджетном кодексе будет прописана норма о создании спецрезерва на случай непредвиденных расходов, таких как рост выплат базовой части пенсии, материнского капитала и пособий по безработице. По сути, Минфин предложил в 2008 году создать новый бюджетный фонд, дополняющий Стабфонд и Инвестфонд. Это будет сделано из-за того, что чиновники не могут спланировать на три года вперед все расходы.
Согласно правительственным поправкам, в резерв будет направляться 5 процентов от общего объема "публичных обязательств", которые определяются как "обязательства перед физическими лицами" (за исключением выплат зарплат бюджетникам, военным и студентам). Проектом поправок разрешено превышать на эту сумму утвержденные расходы из бюджета без изменения закона. В Минфине считают, что это необходимая подстраховка от возможных ошибок в планировании социальных обязательств.
При этом газета "Коммерсант" сообщила, что в Минфине не знают, какую часть расходов российского бюджета составляют публичные обязательства. Таких цифр пока просто нет - методику их расчета разработают после того, как Госдума утвердит трехлетний принцип бюджетного планирования. В мировой практике публичные обязательства составляют 50-70 процентов всех расходов бюджета. Если они в бюджетных расходах составят 70 процентов, то в 2008 году резерв для социальных обязательств перед гражданами составит около 200 миллиардов рублей (7,5 миллиарда долларов). Это на четверть больше, чем было потрачено на нацпроекты в 2006 году.
1 февраля проект реформы Бюджетного кодекса будет внесен правительством в Госдуму, и у депутатов останется два месяца на то, чтобы принять его в трех чтениях. После этого нас ждет еще одно действо: правительство внесет трехлетний бюджет в Госдуму, а та одобрит его за два месяца. Предвыборную кампанию депутаты сорвать явно не захотят.
Что в итоге? В итоге россияне получили с легкой руки Владимира Путина возможность жить три года при относительно спокойном экономическом курсе. Министр Кудрин получил возможность охранять бюджет от дополнительного увеличения (несмотря даже на пятипроцентный "зазор"), Герман Греф еще три года будет распределять инвестиции. Преемник же Путина получил спланированную трехлетку: впрочем, ему менять что-либо, скорее всего, даже в голову не придет.
Таким образом, президент России Владимир Путин, как и обещал, обеспечит преемственность своей политики. По крайней мере - экономической.