Германия, которая в 2007 году стала председателем Евросоюза, выступила с необычной законодательной инициативой. Она предложила за отрицание Холокоста, геноцидов и военных преступлений во время конфликтов в Африке и на Балканах последних двух десятилетий сажать в тюрьму на три года. В последние несколько лет власти объединенной Европы явно обеспокоены "защитой исторической правды". Однако их благородное стремление может иметь обратный эффект.
В законопроекте, который в случае одобрения депутатами Европарламента вступит в силу весной текущего года, есть важное положение: "Каждое государство - член ЕС должно принять все меры для наказания по фактам публичного оправдания, отрицания или грубого упрощения преступлений против человечности, геноцида либо военных преступлений". До этого преследовались только те люди, которые отрицали историю одного геноцида - Холокоста, то есть массового уничтожения евреев в годы Второй мировой войны. Причем судебный процесс мог проходить на территории тех стран Евросоюза, где было совершено преступление и где предусмотрена ответственность за подобное правонарушение. Однако по новому закону из-за достаточно широкого толкования понятий "геноцид" и "военные преступления" даже за малейшую попытку переписать историю конфликтов, происходивших в новейшей истории, можно будет поплатиться свободой, причем на территории всего Евросоюза.
В проекте есть одно важное уточнение: запрещено отрицание военных преступлений, совершенных в ходе гражданских войн и конфликтов на африканском континенте, а также фактов геноцида этнических групп, проживавших на территории бывшей Югославии в начале 1990-х годов. Это норма и вызывает больше всего вопросов. Во-первых, стоит отметить, что преступления, совершенные как в Африке, так и на Балканах, до сих пор в полной мере не расследованы и им не дана однозначная оценка мирового сообщества. Поэтому непонятно, по каким критериям будут судить и какими источниками (которые формально юридически должны считаться правовыми) будут пользоваться суды при вынесении решений в соответствии с новым законопроектом Евросоюза? Во-вторых, если Африка от Европы относительно далека и происходившее там может служить удобной целью для указующего перста евродепутатов, то с Балканами не все так просто. О каком именно геноциде идет речь, если упоминаются гражданские войны, начавшиеся с распадом Югославии?
Международный трибунал в Гааге расследует дела как против бывших руководителей боснийских сербов, обвиняемых в массовых убийствах мусульманского населения, так и против представителей албанской Армии освобождения Косово (АОК), боровшейся за независимость края от сербов теми же методами. Правда, трибунал официально признал геноцидом только массовое убийство мусульман в Сребренице в 1995 году, обвинив в этом бывшего президента Республики Сербской Радована Караджича и генерала армии боснийских сербов Ратко Младича. Однако сами сербы, в свою очередь, обвиняют АОК в массовых убийствах сербского населения в Косово и Метохии, которые не признаны официально геноцидом. Более того, не все сербы признают легитимность Международного трибунала по бывшей Югославии, считая, что его созданием занимались США для прикрытия своего участия в конфликтах на Балканах. Другими словами, новый закон, если он будет опираться только на решения трибунала и не будет учитывать мнения всех сторон конфликтов, окажется дискриминационным и исказит ту самую "историческую правду".
Другим немаловажным вопросом задаются европейские правозащитники. Как соотнести этот закон с основополагающим правом граждан на свободу слова? Непонятно и то, как смогут работать ученые, историки и исследователи войн, которым, исходя из норм документа, будет просто запрещено подвергать сомнению, например, данные о количестве убитых. Чиновники Евросоюза говорят лишь о том, что новый закон "поможет справиться с расизмом и ненавистью ко всему чужеродному", которые обычно прикрывают отрицанием геноцида.
Прецеденты
В общем-то, новый законопроект Евросоюза появился неслучайно. У европейцев уже имеется немалый опыт борьбы с "отрицателями". Достаточно вспомнить в этой связи дело британского писателя Дэвида Ирвинга. Во время своих публичных выступлений в австрийской столице Вене скандальный историк отрицал, что нацистский режим использовал газовые камеры. Также он утверждал, что "хрустальная ночь" 9 ноября 1938 года, положившая начало массовому истреблению евреев в Германии, была инициирована не нацистами, а Адольф Гитлер на самом деле защищал евреев. За это в ноябре 2005 года он был арестован и осужден на три года лишения свободы. Правда, в декабре 2006 года Ирвинг был выпущен из тюрьмы, поскольку срок его заключения сократили. Громкое дело Дэвида Ирвинга, очевидно, оказалось поучительным.
На прошлой неделе Генассамблея ООН обозначила еще одно направление борьбы с "отрицателями", приняв резолюцию, осуждающую отрицание Холокоста как исторического факта. В документе не была упомянута ни одна определенная страна, однако дипломаты прямо заявили, что резолюция связана с действиями иранского президента Махмуда Ахмадинеджада, отрицающего убийство шести миллионов евреев в годы Второй мировой войны и организовавшего конференцию на эту тему. Правда, эпатажные действия и заявления иранского руководства мало касаются непосредственно самих европейцев. Другое дело - Турция, которая стремится "породниться" с Европой.
Сейчас вопрос о необходимости признании геноцида армян со стороны Османской империи в 1915-1917 годах на территории восточной Анатолии стал фактически основным на переговорах о членстве Турции в Евросоюзе. Напомним, что, по данным историков, османами в те годы были убиты около полутора миллионов этнических армян. Анкара отказывается признавать это геноцидом, называя происходившее "вынужденным переселением народа". Однако шансов у турецких властей оставаться в стане "отрицателей" и одновременно вступить в ЕС, очевидно, становится все меньше. Сначала парламент Франции принял закон, согласно которому отрицание геноцида армянского населения со стороны Турции будет считаться преступлением и караться либо штрафом в 45 тысяч евро, либо одним годом тюремного заключения. Теперь же, если внесенный Германией закон, который распространяется уже на весь Евросоюз, будет также одобрен, Анкаре придется менять взгляды на свое недавнее прошлое.
Очевидно, что эта законодательная инициатива "бьет" по многим ключевым аспектам развития объединенной Европы. С одной стороны, закон должен пресечь попытки пересмотра истории Холокоста и отрицания геноцида в Югославии, но с другой, он не будет учитывать различные мнения о конфликтах новейшей истории, особенно последних двух десятилетий, споры вокруг которых не утихли не только среди политиков, но и в залах судебных заседаний. Проект закона уже породил волну возмущения из-за угрозы ограничения свободы слова. В итоге, Европа, пытаясь "привить" Турции европейскую "цивилизованность", сама демонстрирует не лучшие ее формы.
Руслан Кадрматов