Очередное увеличение американского контингента в Ираке и передислокация в Персидский залив авианосной ударной группировки во главе с атомным авианосцем "Джон Стеннис" подняли в мире очередную волну слухов и рассуждений о перспективах скорого удара американцев по Ирану. Вместе с тем, ряд специалистов полагает, что для полноценной операции против Ирана американским вооруженным силам не хватит ресурсов.
Общая численность вооруженных сил США в настоящий момент превышает 1,4 миллиона человек, в том числе полмиллиона в сухопутных войсках и около 200 тысяч в корпусе морской пехоты. Значительная часть этих сил в настоящее время развернута за рубежом. Группировка вооруженных сил США в Ираке приближается к 150 тысячам человек, еще около 30 тысяч развернуты в Афганистане.
Для пополнения воюющих группировок обученным личным составом США вынуждены призывать на военную службу резервистов и продлевать сроки пребывания военнослужащих в зоне боевых действий (в настоящее время этот срок, ранее составлявший 24 месяца, ограничен только продолжительностью контракта).
Помимо дефицита подготовленного личного состава, масштабы возможной военной операции США ограничены политическими факторами - ослабление воинских контингентов на Дальнем Востоке может привести к непредсказуемым последствиям в случае обострения обстановки в Корее и вокруг Тайваня.
В случае, если военная операция против Ирана все же состоится, то, по мнению специалистов, она может идти по двум сценариям.
Первый сценарий предусматривает классическое воздушное наступление против стратегических объектов и военной инфраструктуры Ирана. Наиболее важными целями в этом случае, как в Ираке, Югославии и других регионах ранее, будут являться электростанции (в том числе АЭС в Бушере), мосты, узлы связи, аэродромы, железнодорожные станции, промышленные предприятия и другие пункты, от целостности которых зависит функционирование государства как единого организма.
Продолжительность такой операции, после того как США подавят систему ПВО Ирана, ограничивается только финансовыми возможностями американцев и ресурсом их боевых самолетов (восстановление которого также определяется финансовыми возможностями).
С другой стороны, несмотря на то, что такая операция окажется дешевле, чем сухопутная война, у нее есть ряд существенных минусов. Главным минусом является то, что воздушное наступление не поможет сменить правительство Ирана и только повысит напряженность в регионе. В частности, в качестве ответной меры Иран может нанести удар баллистическими ракетами по территории Израиля, а также активизировать действия подконтрольных ему исламских группировок.
Кроме того, в случае затяжной операции Иран почти наверняка начнет получать военно-техническую помощь из третьих стран - прежде всего из Китая и, вполне возможно, из России. Поставки средств ПВО, радаров и другой техники не позволят сломить ситуацию, но заставят США либо расширять операцию, либо уходить, потерпев политическое поражение.
Второй сценарий предусматривает комбинированную воздушно-наземную операцию с оккупацией территории Ирана. Полномасштабная война против государства с 70-миллионным населением и вооруженными силами численностью около миллиона человек, в условиях жаркого климата и сложного рельефа местности, может стоить США значительно больше жизней и средств, чем иракская кампания.
Нет никаких сомнений в том, что в итоге США сумеют разбить вооруженные силы Ирана и оккупировать большую часть территории страны. Для этого им, по мнению экспертов, потребуется сосредоточить группировку численностью не менее 300 тысяч человек при 2-2,5 тысячах самолетов ВВС и морской авиации. Продолжительность активной фазы кампании составит от пяти-семи недель до четырех-шести месяцев, а официально объявленные потери США вряд ли превысят цифру в 6-7 тысяч человек. Но разгром вооруженных сил Ирана и занятие Тегерана станет лишь первым этапом войны.
Население Ирана почти однородно этнически - большую его часть составляют персы. Оно однородно и в религиозном плане - подавляющее большинство населения исповедует ислам шиитского толка, с чрезвычайно развитым культом мученичества, что проявилось еще во время ирано-иракской войны, когда плохо вооруженные подразделения иранских ополченцев шли во весь рост на позиции иракской моторизованной пехоты, не взирая на потери.
Следствием этого станет затяжная партизанская война. И, учитывая пример Ирака и Афганистана, где США так и не сумели добиться приемлемого для себя политического результата - победить в такой войне будет практически невозможно.
Илья Крамник