В американскую президентскую гонку вступил политик, который, несмотря на свою общенациональную известность, является для многих потенциальных выборщиков "темной лошадкой". В то же время, он единственный из претендентов на кресло в Белом доме, который может полностью изменить соотношение сил в любой момент предвыборной кампании и стать последней надеждой республиканцев. Бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани вступает в борьбу.
Решение Джулиани участвовать в выборах президента сюрпризом ни для кого не стало. Еще с середины 2005 года его имя, наравне с именем Хиллари Клинтон, фигурировало во всевозможных опросах общественного мнения, посвященных определению возможных претендентов на пост президента в 2008 году.
И не мудрено. За годы своего управления Нью-Йорком Джулиани не только удалось полностью ликвидировать дефицит бюджета в 2,5 миллиарда долларов, добиться профицита в 3,4 миллиарда и превратить Нью-Йорк в один из наиболее безопасных городов страны. Но несомненно, самым серьезным испытанием для Джулиани, которое и позволило ему в дальнейшем стать "американским мэром" и рыцарем Великобритании, стали события 11 сентября 2001 года.
В один день просто хороший мэр превратился в национального героя, обретя политический вес, которого на тот момент не было даже у Джорджа Буша. Не воспользоваться таким капиталом Республиканская партия просто не могла. Вопрос был лишь в том, когда именно Джулиани открыто заявит о своих президентских амбициях.
Сам он не торопился. Лишь в ноябре 2006 года, уже после того как стало ясно, что республиканцы потерпели сокрушительное поражение на выборах в Конгресс, Джулиани сформировал оценочный комитет, что является формальным началом избирательной кампании, но не накладывает на кандидата никаких обязательств. От комментариев по поводу своего участия в гонке Джулиани отказывался, многозначительно обещая разъяснить все позднее. И, наконец, лишь 5 февраля 2007 года была подана официальная заявка в Федеральную избирательную комиссию, и Джулиани объявил в программе телеканала Fox, что "он в деле".
Стоит отметить, что юридическое оформление намерений бывшего мэра произошло уже после того, как такие же действия предприняли главные соперники из демократического лагеря - Хиллари Клинтон и Барак Обама. Однако, по мнению самого Джулиани, которое он высказал в одном из интервью, в борьбу он вступил слишком рано. И это вполне объяснимо.
Ведь та же Клинтон до сих пор является публичным политиком, что гарантирует ей внимание СМИ и без учета ее претензий на Белый дом. Не вызывает сомнений, что бывшая первая леди воспользуется тем самым "административным" ресурсом, активно пропагандируя свои успехи именно в стенах Сената. Джулиани же, возглавляющему с 2002 года частную юридическую фирму, приходится рассчитывать лишь на себя. Но нынешняя кампания вообще установила новые рекорды по времени вступления в нее основных кандидатов, и оставаться в стороне от этого процесса Джулиани, конечно, не мог.
Его основным и, пожалуй, единственным соперником в самой Республиканской партии является сенатор Джон Маккейн, уже пытавшийся в 2000 году оспорить внутрипартийное лидерство Джорджа Буша и заработавший в дальнейшем очки на последовательной критике действующего президента. Однако, несмотря на определенную политическую смелость этого ветерана Вьетнамской войны, единства мнений среди республиканцев на его счет нет.
У Джулиани же есть несколько важных преимуществ, которые могут обеспечить ему победу на праймериз. Во-первых, его неучастие в решении многих болезненных для всей нации вопросов, вроде начала иракской войны. Как известно, история голосования по этому поводу в Конгрессе превратилась в один из самых серьезных аргументов в предвыборных кампаниях известных законодателей, принеся кому-то дивиденды, а кому-то одни убытки.
Во-вторых, Джулиани, являясь республиканцем самого консервативного толка, всегда умело демонстрировал свою политическую гибкость и готовность к компромиссам. Да, как человек он категорически против абортов, но как политик он за предоставление женщинам права выбора; да, он считает брак исключительно союзом женщины и мужчины, но вовсе не против гражданских отношений между лицами нетрадиционной сексуальной ориентации; да, он полностью поддерживает гарантированное конституцией право на ношение оружия, но готов вводить разумные ограничения.
Госсекретарь Кондолизза Райс открыто обвиняет бывшего президента Билла Клинтона в неспособности разработать план борьбы с международным терроризмом и предотвратить события 11 сентября 2001 года, а Джулиани выступает в его защиту, заявляя о "бессмысленности" таких обвинений. В целом, позиция бывшего мэра очень схожа с той, что уже успешно применил на практике другой известный республиканец - губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер.
Умело маневрируя между республиканцами и демократами, но в то же время не особенно отклоняясь от генеральной линии партии, последний одержал убедительную победу на выборах, явив себя политиком совершенно нового типа. Вполне возможно, сам Джулиани или его советники извлекли соответствующие уроки из этой кампании и готовы использовать положительный пример.
В любом случае у Джулиани есть абсолютно субъективное преимущество - ореол спасителя города-символа США от невиданного в истории страны нападения. И первой женщине кандидату в президенты, равно как и первому чернокожему претенденту на Белый дом наверняка предстоит приложить поистине титанические усилия, чтобы заставить американцев забыть об этом во время голосования.
Андрей Воронцов