Не только почитать, но и посмотреть — в нашем Instagram
Новости партнеров

Президентский спецназ

Путин бросил своего главного кадровика на борьбу с коррупцией

То, что проблема коррупции является одной из наиболее острых в российском обществе, неоднократно признавал и глава государства. Однако до последнего времени борьба со взяточниками и лицами, использующими служебное положение в корыстных целях, ложилась исключительно на плечи Генпрокуратуры, руки у которой были связаны действующим законодательством.

Чтобы исправить это положение, Владимир Путин постановил создать межведомственную рабочую группу, которой предстоит воплотить в жизнь рекомендации Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. К 1 августа 2007 года рабочая группа под руководством помощника президента Виктора Иванова должна подготовить соответствующие изменения в российские законы, которые по идее должны способствовать искоренению коррупционных стимулов.

Любопытно, что, согласно президентскому указу, группа имеет весьма широкие полномочия. В частности, ее члены наделены правом на доступ к различным материалам федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Кроме того, представители исполнительной власти любого уровня могут быть вызваны на заседания рабочей группы. Поименный состав борцов с коррупцией станет известен 15 февраля.

В рамках рабочей группы предусматривается создание на временной или постоянной основе экспертных групп. Также при подготовке изменения антикоррупционного законодательства возможно привлечение ученых и иных специалистов на договорной основе, то есть с денежной оплатой их труда.

Материально-техническое, транспортное и прочее обеспечение деятельности рабочей группы возложено на Управление делами президента, из бюджета которого и будут покрываться расходы на борьбу со взяточниками.

Создание рабочей группы означает прекращение деятельности предыдущего органа под названием "Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией". Совет был создан в ноябре 2003 года, и возглавил его тогдашний премьер Михаил Касьянов. Но, судя по всему, никаких особых успехов этот орган не добился.

Следует отметить, что в России существует великое множество государственных и общественных антикоррупционных инстанций. Подразделения по борьбе с коррупцией есть практически при каждом ведомстве, борьбой с этим злом занимается специальная комиссия при Госдуме, а в Генпрокуратуре учреждено особое управление. Но, как известно, у семи нянек - дитя без глазу.

И самое важное, все эти уважаемые организации борются с коррупцией по фактам ее проявления - взяткам, подлогу и так далее. Но для искоренения какого-либо явления, прежде всего, необходимо устранить причины его возникновения. В данном случае требуется не столько ужесточение ответственности, в том числе и уголовной, сколько реформа законодательства, что позволит возвести дополнительные барьеры на пути нечистых на руку чиновников.

Другой мерой является административная реформа, направленная на уменьшение вмешательства государства в хозяйственные вопросы и отсечение принимающих решение чиновников от денежных потоков путем сокращения и четкого определения их функций. Как известно, начатая в 2003 году административная реформа благополучно захлебнулась. Да и выразилась она только в перетряске ведомств и попытки уменьшить число чиновников. Но численность бюрократов - все-таки не главное в борьбе с коррупцией, главное - их возможность влиять на качество принимаемых решений.

Одной из главных мер против коррупции является декларация расходов чиновников и членов их семей, что по идее должно лишить их возможности легально тратить незаконно нажитые средства. Помимо этого, должностные лица обязаны будут публично декларировать свои доходы и находящееся в их собственности имущество.

Еще одним важным нововведением может стать закон, направленный на регулирование конфликта интересов. Это, по замыслу борцов с коррупцией, ограничит выбор сферы деятельности чиновника после его ухода в отставку. Кроме того, в дополнение к уже существующим злоупотреблению служебным положением и превышению должностных полномочий в уголовный кодекс может быть введено понятие "злоупотребление влиянием".

Все эти законопроекты рабочая группа должна будет подготовить на основе выше упомянутых конвенций ООН и Совета Европы по борьбе с коррупцией. В дополнение к ним депутаты Госдумы предлагают сократить перечень должностных лиц, обладающих депутатской неприкосновенностью, а также разработать законодательный механизм по возвращению выведенных за границу активов.

В случае принятия всего пакета антикоррупционных законов будет значительно расширен список лиц, для которых декларирование расходов и доходов станет обязательным. К госслужащим в таком случае присоединятся, как минимум, главы муниципальных образований и судьи.

В качестве еще одного способа воздействия на сознательность чиновников предлагается принятие профессиональных этических кодексов для госслужащих. Их нарушение хоть и не будет грозить уголовным преследованием, но, по крайней мере, послужит основанием для отстранения от должности.

Хотя и возникают сомнения в действенности и удобоисполнимости предлагаемых законодательных изменений, о серьезности намерений Кремля свидетельствует назначение на должность руководителя рабочей группы человека из ближнего окружения Путина. Дело в том, что Виктор Иванов не только бывший сослуживец президента по работе в КГБ, а затем и в мэрии Санкт-Петербурга, но и главный кадровик России.

О его личности известно не очень много, так как по роду своей деятельности Иванов занимает совсем непубличную должность. Путин пригласил его в Москву из Санкт-Петербурга в 1998 году. Иванов возглавил управление собственной безопасности ФСБ. В 1999 году очередной питерский выдвиженец уже поднялся до должности замдиректора ФСБ и руководителя департамента экономической безопасности главной спецслужбы России.

После избрания Путина президентом Иванов перебрался в Кремль. Сначала он был замглавой президентской администрации, а со второго путинского срока стал курировать кадровые вопросы. Вместе с тем глава государства поручал ему решение и других важных вопросов. В частности, Иванов участвовал в разработке закона "О гражданстве" и положений новой миграционной политики, которые предусматривают резкое ужесточение требований пребывания мигрантов на территории России.

Алексей Волин, бывший замруководителя аппарата правительства при премьере Касьянове, полагает, что новая задача, поставленная Путиным Виктору Иванову, свидетельствует о том, что президент видит в нем человека, который способен справиться с ключевыми, трудноразрешимыми вопросами. По мнению Волина, назначение Иванова на борьбу с коррупцией также скажется на усилении его позиций в президентском окружении.

По логике вещей, все важнейшие назначения на федеральном уровне курируются президентским кадровиком, а как говорил один небезызвестный исторический персонаж, "кадры решают все". Возможно, президент доверит Иванову и решение главного кадрового вопроса страны, а борьба с коррупцией - это своеобразная проверка на прочность, решающее спецзадание.