У нас не полетаешь

Европейским авиакомпаниям могут закрыть воздушное пространство России

Газета "Ведомости" обнародовала то, что на протяжении месяца скрывала Росаэронавигация, обвинившая ряд европейских авиакомпаний в грубом нарушении правил безопасности полетов в российском воздушном пространстве. Еще 16 марта глава ведомства Александр Нерадько направил письмо президенту Европейской конференции гражданской авиации Мишелю Вашенхайму с требованием "незамедлительно принять специальные меры", иначе нарушителям запретят летать в небе над Россией. Публично назвать перевозчиков он тогда отказался, заботясь об их репутации.

Издание выяснило, что в послании главы Росаэронавигации указаны 15 авиакомпаний из 10 стран Евросоюза, в числе которых крупнейшие - британская British Airways, немецкая Germanwings и испанская Iberia. Названия остальных газета почему-то не приводит. Причем в письме Александра Нерадько они обвиняются в грубых нарушениях, граничащих с воздушным хулиганством. Так, по результатам планового анализа ситуации с воздушной безопасностью в период с 1 июня 2006 года по 17 февраля 2007 года в Московской воздушной зоне было зафиксировано более 20 нарушений норм и правил полетов со стороны экипажей европейских авиакомпаний. Росаэронавигация утверждает, что они 18 раз "несакционированно пересекали заданные диспетчером высоты полетов" и пять раз "входили в запретные зоны".

В частности, по данным сотрудников Нерадько, самолеты Iberia дважды уклонялись в запретную зону и один раз ошибочно заняли высоту 2700 метров вместо указанной диспетчером 3700 метров, "в результате чего произошло опасное сближение со встречным Ту-154". Лайнер British Airways "при обходе грозы уклонился в запретную зону", а Germanwings "при обходе засветок занял высоту 2280 метров вместо 2100 метров". В сообщении Росаэронавигации отмчается, что причинами подобных происшествий являются недисциплинированность экипажей лайнеров, невыполнение ими норм и правил полетов, а также недостаточный уровень подготовки пилотов. "Только благодаря своевременным действиям диспетчерского состава и оперативному взаимодействию между органами и центрами УВД (управления воздушным движением) и силами ПВО России удалось избежать тяжелых последствий в воздушном пространстве над густонаселенными районами", - написал Нерадько.

Когда сообщение о письме главы Росаэронавигации впервые появилось в прессе в середине февраля, еще без указания компаний-нарушителей, эксперты были уверены, что в списке Нерадько значатся только небольшие авиакомпании, а такие гиганты, как British Airways или Iberia, в него уж точно не попадут. Запрет на полеты в российском воздушном пространстве для небольших перевозчиков мог бы стать вполне логичным ответом на аналогичные ограничения со стороны Евросоюза и был бы расценен как "адекватная мера" для стимулирования больших компаний не нарушать правила полетов. Появление же в письме крупных иностранных игроков, действующих на рынке российских авиаперевозок, вызвало недоумение и заставило искать причины подобного шага ведомства Александра Нерадько.

Многие эксперты вспомнили, что в середине февраля Ространснадзор - фактически под давлением Евросоюза - запретил девяти авиакомпаниям из России, нарушавшим правила безопасности полетов, осуществлять чартерные и разовые рейсы в страны Евросоюза. Тогда под ограничения попали "Аэро Рент", "Татарстан", "Атлант-Союз", "Авиакон Цитотранс", "Центр Авиа", "Газпромавиа", "Лукойл", "Русское Небо" и "ЮТэйр". В официальном сообщении ведомства указывалось, что введение запрета позволит "избежать нанесения значительного ущерба Российской Федерации как одной из ведущих авиационных держав". А благодаря "своевременным действиям российских властей" эти компании не были включены в последнюю редакцию европейского "черного списка" ненадежных авиаперевозчиков.

В этой связи припомнили и запрет Евросоюза на полеты в своем воздушном пространстве некоторых типов самолетов российского производства, например Ил-86, и отказ расширить состав акционеров европейского авиастроительного концерна EADS за счет представителей из России.

О том, что демарш ведомства Нерадько стал ответным шагом на эти недружественные действия, говорит хотя бы статистика.

Так, на сайте Росаэронавигации дан анализ безопасности полетов в первом полугодии 2006 года (как раз перед зафиксированными нарушениями европейских перевозчиков). В частности, отмечено 16 инцидентов и 4 серьезных авиационных происшествия. Восемь инцидентов были связаны с попаданием самолетов в запретную зону, три - с отказами средств радиотехнического обеспечения полетов, два - с нарушением норм эшелонирования, еще два - с приемом или выпуском самолетов при занятой взлетно-посадочной полосе и один инцидент - с нарушением минимума погоды (итого 16). Причем восемь из всех этих инцидентов пришлись на Московский центр автоматизированного управления воздушным движением, то есть в столичном регионе их было больше всего. В этом исследовании специалистов Росаэронавигации не приводятся названия авиакомпаний - ни российских, ни иностранных - участвовавших в происшествиях. Однако стоит особо отметить, что за полгода на всей территории России произошли 16 авиационных инцидентов.

А теперь вернемся к письму Александра Нерадько. Если сложить все приведенные им случаи за указанные неполные девять месяцев (начиная со второго полугодия 2006 года), то получится 23 происшествия, которые были связаны только с европейскими авиакомпаниями и только в столичной воздушной зоне. В интервью "Российской газете" в августе 2006 года глава Росаэронавигации заявил, что за год его ведомство обслуживает более 800 тысяч полетов, 59 процентов (472 тысячи) из которых выполняют российские авиакомпании, около 33 процентов (264 тысячи) - зарубежные и 8 процентов - государственная и экспериментальная авиация. То есть иностранных компаний, в число которых входят не только европейские, но и американские и азиатские, обслуживается почти в два раза меньше, чем российских.

Из этого можно сделать два вывода: либо зарубежные, в частности европейские, авиакомпании вдруг стали значительно чаще нарушать правила полетов и сажать за штурвалы неквалифицированных летчиков, что не вяжется с имиджем хотя бы той же British Airways, либо Росаэронавигация стала обращать, мягко говоря, слишком пристальное внимание на авиаперевозчиков из Евросоюза.

Взлетно-посадочная полоса. Фото с сайта airport-technology.com
Взлетно-посадочная полоса. Фото с сайта airport-technology.com

Эксперты в очередной раз недоумевают, зачем, если речь идет всего лишь об устранении нарушений, нужно было обращаться в Европейскую конференцию гражданской авиации, когда можно было попробовать уладить конфликт с руководством самих авиакомпаний, не вынося его на публичное обсуждение. Нерадько фактически поставил им ультиматум: "Если авиационные власти ЕС не примут незамедлительных мер в целях исправления ситуации, Росаэронавигация вынуждена будет ввести практику отказов в выдаче разрешений для полетов в воздушном пространстве России тем авиакомпаниям, экипажи которых будут замечены в нарушениях установленных норм".

Видимо, недоумевают и адресаты Александра Нерадько. Росаэронавигация ожидала реакции на письмо президента Европейской конфедерации гражданской авиации (ЕКГА) Мишеля Вашенхайма, однако, судя по сообщениям прессы, так и не дождалась. Причем газета "Ведомости" выяснила, что в ЕКГА письмо Александр Нерадько действительно получали. Правда, пресс-секретарь авиакомпании Iberia Хайме Перес заявил газете, что ему вообще ничего не известно ни о претензиях Росаэронавигации, ни о нарушениях российских правил полетов. От British Airways и Germanwings никаких разъяснений не последовало.

Сразу же после публикации письма в феврале Еврокомиссия самоустранилась от конфликта российского ведомства и европейских авиакомпаний. В исполнительном органе Евросоюза подчеркнули, что не будут заниматься расследованием случаев нарушения правил полетов над Россией, так как это входит в компетенцию национальных авиационных властей тех стран, чьи авиакомпании замечены в нарушениях.

Как дальше поведет себя Росаэронавигация неизвестно, поскольку конфликт вышел за рамки кулуарных дискуссий и может стать предметом большой политики. Остается надеятся, что Нерадько знал, на что шел, разжигая этот конфликт.

Не стоит забывать, что в случае с крупными авиакомпаниями все эти запреты ударят, прежде всего, по сотням тысяч россиян, ежегодно пользующихся услугами проверенных годами иностранных перевозчиков. Им придется искать альтернативу. А справятся ли с дополнительным наплывом пассажиров оставшиеся на рынке авиакомпании - вопрос далеко не праздный. Более того, можно быть уверенным, что ограничения на деятельность крупных компаний приведут к ухудшению отношений России и ЕС, причем последний обязательно предпримет ответные шаги.

Руслан Кадрматов

Россия02:51Сегодня

«Я понимала, что меня арестуют»

Она чувствовала зло и боролась с ним всю жизнь. Умерла Людмила Алексеева