Две с половиной тысячи лет назад древнегреческие путешественники, колеся по миру, описывали удивительные памятники, которые видели. Они обозначали их словом theamata, что значит "то, что непременно нужно увидеть". Их мир был сравнительно мал: он ограничивался восточным Средиземноморьем и Причерноморьем. Но "чудес света" по этому региону было разбросано множество. К рубежу нашей эры сформировался более или менее устойчивый список theamata. Их было семь: египетские пирамиды, вавилонские Висячие сады, храм Артемиды в Эфесе (территория современной Турции), статуя Зевса Олимпийского на юге Греции, галикарнасский Мавзолей (территория современной Турции), Колосс на греческом острове Родос и Александрийский маяк в Египте.
В наше время путешествия перестали быть уделом избранных, нынче путешествуют миллионы. Впрочем, описывать увиденное столь же вдохновенно, как Геродот ("отец истории" и автор одного из первых перечней чудес света), по-прежнему умеют единицы. Мир невероятно расширился, и в нем нашлось или было создано великое множество чудес. Туристы толпами едут в Агру, чтобы посмотреть на Тадж-Махал, мавзолей любимой жены древнего правителя Индии; в Рим, чтобы постоять на арене Колизея, на которой проливали кровь гладиаторы; в Мачу-Пикчу, затерянный в Андских горах загадочный город инков. В Париже непременно нужно забраться на Эйфелеву башню, в Китае - побродить по Великой стене, в Нью-Йорке скоро, наверное, снова можно будет влезть на статую Свободы, закрытую ныне на реставрацию. В Москве есть огромная Красная площадь с удивительным храмом Василия Блаженного и одно из самых обширных фортификационных сооружений в мире - краснокаменный Кремль. Даже на острове Пасхи - крохотном клочке суши посреди Тихого океана - есть своя туристическая достопримечательность - почти тысяча огромных каменных статуй, и хорошо еще, что до этого острова так долго и дорого добираться из любой точки планеты, а то статуи могли бы серьезно пострадать от повышенного внимания к себе.
Первый отбор
И вот наконец в 2004 году частный швейцарский фонд, возглавляемый кинематографистом и музейным куратором Бернардом Вебером (Bernard Weber), решил составить новый перечень чудес света. За основу был взят Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО из более чем 850 пунктов. Впрочем, некоторые памятники, например Эйфелева башня и замок Нейшванштейн, в перечень ЮНЕСКО не включены. К осени 2006 года экспертная комиссия отобрала 21 памятник, из которых семь новых чудес должно было выбрать прямым голосованием все человечество.
В "лонг-лист" вошли:
Непросто организовать прямое волеизъявление шести с лишним миллиардов человек, живущих по всему земному шару. Было предложено три способа: через Интернет (на сайте "Новые семь чудес света"), по телефону или по SMS. Все как в популярных телевизионных реалити-шоу или на Евровидении.
Что-то было не так в этой затее. Древние списки чудес света были освящены авторитетом выдающихся мыслителей - Геродота, Антипатра Сидонского, Филона Александрийского. Никому в древнем мире, даже в античной Греции с ее демократическими традициями, не могла прийти в голову идея устраивать какое бы то ни было голосование по этому вопросу. Сам смысл этих перечней был прямо противоположный: знаменитые ученые и путешественники описывали величайшие творения человеческого гения, чтобы привить народу чувство прекрасного.
Но допустим, что в современном мире благодаря новым средствам коммуникации и всеобщему обязательному образованию человек и сам, без опоры на авторитеты, в состоянии судить о том, что является чудом, которое непременно нужно увидеть каждому его цивилизованному собрату. Но если этот человек индиец и побывал в Тадж-Махале, но никогда не видал, например, Стоунхенджа, то, в общем, понятно, за что он проголосует. А индийцев - миллиард.
Впрочем, даже среди миллиарда жителей Индии далеко не у каждого есть доступ в Интернет и мобильный телефон. А даже если и есть, многим ли из них, по совести говоря, есть дело до чудес света, новых или старых? Вот и получается, что в этих выборах побеждают не самые величественные и удивительные произведения архитекторов и инженеров, а самые популярные туристические достопримечательности, и выбирает их не все человечество, а лишь та его часть, которая живет сравнительно благополучно и имеет возможность путешествовать по миру, выходить в интернет и звонить по международке в Великобританию и Лихтенштейн (именно в этих странах располагались call-центры для голосования).
Все сказанное вовсе не означает сомнения в том, что какой-либо из памятников, включенных в список, достоин звания чуда света. По всей видимости, авторы проекта ставили перед собой прежде всего просветительские цели. А выбранный ими способ отбора, при всей своей сомнительности, вполне отвечает духу нашего времени. Впрочем, нашлись и те, кто был им недоволен.
Двадцать плюс один
Как раз в таком духе выступил в апреле 2007 года египетский Высший совет по изучению древностей. "Пирамиды - единственное сохранившееся древнее чудо, оно не нуждается ни в каком голосовании", - резонно заметил глава совета Захи Хавасс (Zahi Hawass). После этого организаторы проекта сняли пирамиды с голосования, но оставили их в списке, снабдив соответствующий пункт пояснением: "Тщательно все взвесив, Фонд новых семи чудес света объявляет пирамиды Гизы - единственное из семи древних чудес света, сохранившееся до наших дней, - почетным кандидатом на звание нового чуда света. Проголосовать за них нельзя. Такое решение было принято с учетом позиции Высшего совета по изучению древностей Египта и египетского министерства культуры. Пирамиды - памятник культуры мирового значения, они заслуживают особого к себе отношения".
Едва ли демарш Египта был вызван опасением, что пирамиды не попадут в итоговый список: они весьма популярны у туристов, так что место в семерке им, вероятнее всего, было обеспечено.
Этот демарш был не последним. 5 июля, примерно за сутки до окончания голосования, глава комитета по культуре и археологии при Папе Римском архиепископ Мауро Пьяченца заявил, что при формировании "лонг-листа" экспертная комиссия намеренно игнорировала христианские памятники, такие как Сикстинская капелла в Ватикане с росписями Микеланджело и собор Святого Семейства в Барселоне, проект которого разработал легендарный архитектор Антонио Гауди.
В "лонг-листе" всего четыре религиозных памятника: Ангкор-Ват, Кёмидзу-дэра, Айя-София и статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро. Стоунхендж и пасхальские статуи не считаются, потому что до сих пор не дано (и, вероятно, уже никогда не будет дано) однозначного ответа на вопрос, как и зачем использовались эти сооружения. Ансамбль Красной площади и Акрополь тоже не считаются, поскольку это общественные места и расположение там храмов не делает их исключительно культовыми. Таким образом, мы имеем один чисто христианский памятник (статуя Христа), один чисто буддийский (Кёмидзу-дэра), один бывший христианский, ныне мусульманский (Айя-София) и один бывший индуистский, ныне буддийский (Ангкор-Ват). Нет ни одного, который можно было бы со всей уверенностью назвать местом отправления языческого культа. При этом Сикстинская капелла, при всех ее несомненных красотах, в смысле архитектуры все же значительно уступает в "чудесности" тому же Ангкор-Вату, занимающему площадь в два квадратных километра (на секундочку, это четыре Ватикана), а барселонская Саграда Фамилия вообще не достроена. Не очень понятно, что так возмутило монсеньора Пьяченцу.
Ватикан, в отличие от Египта, не смог повлиять на ход выборов. Да и сдерживался он до последнего. Дескать, не будем портить народу забаву, но если что, знайте: мы против.
ЮНЕСКО, со своей стороны, отказалось официально поддержать проект. Организация объявила выборы "частной инициативой" и подчеркнула, что не намерена каким-либо образом перераспределять свои усилия по сохранению памятников по их итогам.
С наибольшим энтузиазмом идея была воспринята в Латинской Америке. Власти Мексики, Бразилии и Перу активно призывали своих граждан голосовать за "свои" чудеса и проводили массированные агитационные кампании. Возможно, именно это в значительной степени предопределило успех латиноамериканского региона: из семи новых чудес там расположены три. Зачем это понадобилось латиноамериканцам, тоже можно понять: когда тебя последние полстолетия со всех сторон беспрерывно называют "третьим миром", в конце концов возникает желание показать, что и "третьему миру" есть что показать. Да и местную туриндустрию на этом можно, при правильном подходе, неплохо "поднять". Правительства других стран восприняли выборы с прохладцей.
Семь
Итоги голосования были подведены на грандиозном шоу на стадионе "Лус" в столице Португалии Лиссабоне 7 июля 2007 года, в тот самый день, когда по всему миру праздновали огромное количество свадеб (почему-то считается, что 7.07.07 - самая подходящая дата для этого дела). В церемонии приняли участие дважды оскароносная "девушка на миллион долларов" Хилари Суонк, первый человек на Луне Нил Армстронг, несостоявшееся лицо грузинского виноделия Дженифер Лопес, выдающийся мастер художественного падения в штрафной Криштиану Роналду и другие знаменитости.
Объявлено, что в голосовании приняли участие около 100 миллионов человек. То есть, по самым грубым подсчетам, около полутора процентов населения Земли. Что, конечно, очень много.
Итоговый список выглядит следующим образом:
Несколько неожиданным выглядит отсутствие в списке статуи Свободы (видимо, американцы предпочли своему собственному символу памятники древних индейцев, к которым они, конечно, путешествуют гораздо чаще, чем жители других частей света) и Эйфелевой башни (пожалуй, и впрямь слишком "затасканный" образ для чуда).
Нигде не сообщается, какое чудо сколько голосов получило. Для туроператоров это была бы весьма полезная информация.
Будем надеяться, что проект был полезен хотя бы в одном отношении: хорошо, если он сподвиг кого-то куда-нибудь съездить и на что-нибудь посмотреть своими глазами. Что же касается маркетинговой части, то она, видимо, признана успешной. По крайней мере, уже объявлено о новом проекте - "Семь новых чудес природы". Как же не вовремя завалило камчатскую Долину гейзеров...
Артем Ефимов