19 июля в непризнанной республике Нагорный Карабах прошли президентские выборы. Окончательные результаты будут объявлены через несколько дней, но уже ясно, что победил Бако Саакян - бывший директор Службы национальной безопасности Карабаха. По данным ЦИК, за него проголосовали около 85 процентов избирателей.
Международная реакция на выборы была предсказуемой. Европа и США заявили, что они незаконны. Азербайджан, который уже более 15 лет оспаривает независимость населенного армянами Нагорного Карабаха, попытался сделать вид, что выборов вообще не было, и нового президента в мятежной республике тоже нет, и самой республики тоже нет, а есть только "провокации сепаратистов".
Солидарность с Баку, как водится, выразил и Тбилиси, присоединившись к заявлению ГУАМ, где утверждается, что голосование в Карабахе "противоречит ценностям демократии" и мешает мирным переговорам. Правда, отдельного протеста, с которым выступила, например, дружественная Азербайджану Турция, из Грузии пока не поступало. Возможно, власти республики были слишком заняты собственной борьбой с "сепаратизмом" и решили просто не замечать того, что у Михаила Саакашвили в регионе теперь будет коллега с похожей фамилией.
Мастерская, штаб, спецслужбы
То, что новым президентом Карабаха станет именно Бако Саакян, не вызывало сомнений у большинства наблюдателей. Кандидатуру бывшего начальника карабахских спецслужб поддержали все партии, входящие в парламент непризнанной республики, а также уходящий президент Аркадий Гукасян. Последний занимал этот пост уже дважды и по конституции не мог выставить собственную кандидатуру в третий раз.
Саакян получил и поддержку Еревана. За неделю до голосования советник армянского президента Гарник Исагулян заявил, что он имеет наибольшие шансы на победу. При этом чиновник, как выяснилось, почти точно назвал результат выборов, заявив, что за бывшего шефа СНБ готовы проголосовать 80 процентов избирателей.
Новый президент - уроженец Степанакерта (столицы Нагорного Карабаха), как и его предшественник. В 1980-е годы он работал мастером-реставратором в управлении по восстановлению старинных памятников. Во время карабахской войны в начале 1990-х годов работал начальником штаба по тылу (второй президент Карабаха, кстати, в войну был фронтовым корреспондентом). Впоследствии Саакян работал в руководстве силовых структур, в частности, был министром внутренних дел, а затем стал начальником Службы национальной безопасности.
Угрозы
Теперь от него ждут решения социальных проблем, а также активного участия в переговорах о статусе Нагорного Карабаха. Переговорный процесс, напомним, давно находится в тупике и только время от времени оживляется небольшими скандалами, а также воинственными лозунгами, доносящимися из Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев недавно в очередной раз пообещал "любой ценой" вернуть контроль над мятежной республикой, а поддерживающую Карабах Армению "атаковать по всем направлениям: политическим, экономическим и так далее". В министерстве обороны в ответ заявили, что только отсутствие приказа со стороны президента мешает начать военные действия против "сепаратистов и оккупантов".
Лидер проправительственной партии "Ана Вэтэн" (Отечество) Фазаил Агамалы, очевидно, вдохновленный результатом недавней драки в парламенте, предложил не мелочиться и сразу объявить войну Армении. При этом он пообещал, что военная операция займет не больше месяца и даже не затронет "экономические интересы иностранных государств в регионе".
Едва ли в ближайшие годы драчливому депутату удастся проверить свои навыки в настоящей войне. Как отмечает "Военно-промышленный курьер", проанализировав военный потенциал участников конфликта, осуществить "блицкриг" Азербайджан вряд ли сможет. А временной фактор, рассуждает издание, окажется в такой ситуации фактически решающим, "не говоря уже о том, что в случае конфликта вступят в силу обязательства России в качестве союзника Армении по ОДКБ".
Статус-кво
Ситуация, сложившаяся вокруг Нагорного Карабаха, в целом способствует тому, что конфликт все больше и больше консервируется, считает политолог, глава Кавказского института СМИ Александр Искандарян. На сохранение статус-кво влияют и заинтересованность Запада в стабильных поставках азербайджанских энергоресурсов, и нерешенность вопроса о статусе Косово, и близость президентских выборов в Армении и Азербайджане, в преддверии которых власти обеих стран, очевидно, не пойдут ни на какие уступки.
Однако у Степанакерта все же есть возможности для того, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. Прежде всего, получить статус самостоятельного участника на переговорах по карабахскому конфликту. По мнению представителя армянской партии "Дашнакцутюн", которая поддержала кандидатуру Бако Саакяна, новый президент вполне способен этого добиться. Международное сообщество в общем не возражает против того, чтобы представители непризнанного государства сами выступали в роли переговорщиков. О том, что в процессе урегулирования может принять участие и глава Нагорного Карабаха, заявил недавно, в частности, докладчик ПАСЕ по Южному Кавказу Лео Платвоет. Хотя и сделал оговорку, что международного признания карабахский президент при этом не получит.