Первый день ависалона в Жуковском, который открыт пока только для бизнес-посетителей, запомнился большим количеством высококлассных полетов и несколькими контрактами, которые заключили российские авиапроизводители со своими зарубежными партнерами.
Драконы
Вы видели дракона? Если не видели, то я вам расскажу. У него девять голов, вес двести с лишним тонн и дюралево-композитная шкура.На самом деле девятиглавый дракон - это совместный боевой порядок двух ведущих российских пилотажных групп - "Русские Витязи" и "Стрижи". Плотная формация из девяти разнотипных самолетов - пять Су-27 и четыре МиГ-29 - с разными радиусами виражей, скороподъемностью, реакцией на РУД (ручку управления двигателем) и РУС (ручку управления самолетом) ходила над головами зрителей плотным ромбом, смыкая боевые порядки до минимума - метр интервал, три - дистанция.
То, что этот ромб творил в небе, описать трудно. Синхронно выполняемые фигуры высшего пилотажа, включая "бочку" (группа вращается вокруг оси ведущего), "восходящую бочку" (тоже самое, но на вертикали), "петлю", "косую петлю" и прочее, заставляли вашего корреспондента иногда отрываться от видоискателя камеры, чтобы убедиться - эти девять самолетов не мираж, не продукт сложной компьютерной графики. Это девять боевых машин с живыми людьми в кабинах, рвущие небо, так что у зрителей закладывает уши, и сотрясающие землю слитным ревом восемнадцати двигателей.
Во второй половине дня, после истребителей организаторы поставили изумительно отточенный, музыкальный пилотаж многократной чемпионки мира Светланы Капаниной под вечное "Ты меня никогда не забудешь". То, что вытворяла в небе лучшая в мире женщина-летчик на хрупком Су-26, тоже трудно описать словами, но на фоне впечатлений от совместного выступления "Стрижей" и "Витязей" она терялась - мозг с трудом воспринимал столь тонкие ощущения, подобно тому как с трудом можно разобрать тихую скрипичную музыку после рубящих басов "Раммштайна".
Экспозиция вдоль взлетной полосы способна порадовать взгляд самого строгого ценителя - полный набор летательных аппаратов ВВС России от Ми-8 до Ту-160, включая модернизированные и свежезапущенные в серию образцы, гражданские новинки и "старинки", реплики истребителей Второй Мировой - летающие! И разумеется, иностранцы. Традиционными гостями салона становятся американцы - B-52, C-17, KC-135, пара F-15, пара F-16 - делегация "потенциального противника", украсившего стенды около самолетов еще и фотографиями советских офицеров и солдат Великой Отечественной - получилась вполне внушительной. К чести "противника" следует отметить и коммуникабельность его офицеров - экипажи US Air Force идут на контакт заметно проще и легче наших, обмениваясь мнениями о разных летательных аппаратах, рассказывая о ТТХ и особенностях боевого применения машин.
В небе Жуковского в первый день МАКСа ВВС США были представлены одиночным F-15, продемонстрировавшим довольно эффектный "силовой" пилотаж на высоких скоростях с резким маневрированием. Не вступая в спор о том, какая машина лучше, F-15, или его вечный оппонент последних двадцати пяти лет - Су-27, скажу, что это бойцы схожих параметров, но разных амплуа. F-15 - это быстрый в ногах и резкий в движениях кикбоксер. Су-27 - столь же стремительный, но более "плавный" - напоминает скорее мастера кунг-фу.
Бизнес
В первый день авиасалона было заключено три интересных контракта. Сначала "ГТК "Россия" подписала в финансовый лизинг шесть самолетов Ан-148 у компании "Ильюшин финанс". Поставки предполагается начать в 2007 году. В парке "России" Ан-148 должны будут заменить устаревшие Як-40. Почему в авиакомпании не дождались производства Superjet, который поддерживает государство, неясно - вероятнее всего, "России" нужны самолеты как можно скорее.
Кроме Ан-148, компания "Ильюшин финанс" смогла отдать в лизинг еще шесть самолетов - Ту-204-100 достанутся "Авиалиниям 400".
Через несколько часов после этого стало известно о том, что "Рособоронэкспорт" продал шесть истребителей "Су" Индонезии. Этот контракт стал самым крупным военным соглашением между двумя странами. Стоимость трех Су-27СКМ и трех Су-30МК2 оценивается приблизительно в 300 миллионов долларов.
Контракт с Индонезией готовился давно, поэтому на МАКСе был подписан даже не сам контракт, а "протокол о вступлении в действие контракта". Ранее в Индонезии отмечали, что хотели бы приобрести от 18 до 24 боевых самолетов, но это, видимо, дело будущих МАКСов.
Еще одним интересным контрактом, подписанным на МАКСе, стало соглашение между крупнейшей американской авиастроительной корпорацией Boeing и самым большим производителем титана в мире - корпорацией "ВСМПО-Ависма". Они создали совместное предприятие для обработки титановых штамповок для Boeing 787 Dreamliner. Как подчеркнул президент Boeing в России Сергей Кравченко, новая компания под названием Ural Boeing Manufacturing стала первым совместным российско-американским предприятием в области самолетостроения.
Илья Крамник