К Джеймсу Земайтису, директору отдела дизайна XX века нью-йоркского отделения дома Sotheby's, обратилось его руководство с просьбой срочно уступить помещение для торгов на один декабрьский день 2007 года. Земайтису объяснили только, что речь идет о продаже "очень важного" документа, "самого важного из всех". Земайтис пошутил: "Уж не Великую ли хартию вольностей вы собрались продавать?" И попал в точку.
Великая хартия вольностей, или Magna Carta Libertatum, была дарована королем Иоанном Безземельным английским баронам в 1215 году. Этот юридический документ защищал некоторые имущественные и личные права свободных жителей Англии от посягательств монарха. В значительной мере Великая хартия повторяла содержание так называемой коронационной хартии Генриха I (1100 год), но в ней были и новые статьи, сыгравшие важнейшую роль в формировании гражданского права Великобритании и, впоследствии, Соединенных Штатов. Речь идет о гарантии личной свободы, принципе, известном как habeas corpus. Параграф 39 Великой хартии утверждал: "Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны". Кроме того, хартия устанавливала единые меры длины и веса, разрешала свободный въезд и выезд из королевства, отменяла произвольные судебные пошлины. Ряд принципов Великой хартии вольностей до сих пор сохранился в британском праве, в переработанном виде они содержатся и в конституции США.
В 1215 году было написано 42 экземпляра хартии. До наших дней дошло только четыре из них, все они хранятся в Великобритании: два списка - в Британской библиотеке, по одному - в Линкольнском и в Солсберийском кафедральных соборах. В течение XIII века в хартию четырежды вносили изменения (в 1216, 1225, 1272 и 1297 годах). Известно 13 списков этих редакций, и за исключением одного, все они находятся в государственных собраниях. Итого - 17 уцелевших хартий. Только одна из них находится в частных руках, и именно она будет продана в декабре на Sotheby's.
С 1984 года семнадцатый список (редакция 1297 года) находится в собрании техасского миллиардера Росса Перо, известного своими двумя попытками баллотироваться на пост президента США в качестве независимого кандидата, а, кроме того, создателя суперуспешной компании Electronic Data Systems и филантропа. Он купил свой экземпляр Великой хартии вольностей в 1984 году у потомков Джеймса Томаса Брюднелла, графа Кардигана, человека, хорошо известного любителям военной истории. Во время Крымской войны он возглавлял знаменитую атаку легкой бригады британской кавалерии под Балаклавой, воспетой Альфредом Теннисоном в популярной балладе. В дом Кардиганов список хартии попал еще в XIV веке. Примечательно, что наследники Брюднелла пытались продать документ в течение четырех лет, нашли только одного покупателя, но и тот отказался. Росс Перо приобрел грамоту за полтора миллиона долларов, как только узнал, что она продается. "Это же "Мона Лиза" в своем роде", - заявил сразу по завершении сделки миллиардер.
Перо предоставил свой экземпляр в качестве музейного займа Национальному архиву США. По какой причине спустя 23 года миллиардер решил его продать, пока неизвестно. Но исторические документы в последние годы пользуются все возрастающим спросом на рынке, и опытный финансист Перо, возможно, хочет воспользоваться моментом. Фонд Перо, которому формально принадлежит список хартии, планирует израсходовать средства, вырученные на аукционе (по предварительным оценкам, 20-30 миллионов долларов), на благотворительность. Прецеденты для столь широких жестов есть, один из них совсем свежий: еще один опытный финансист и известный меценат Дэвид Рокфеллер в мае 2007-го смог продать картину Марка Ротко за беспримерную для послевоенного искусства сумму в 72,8 миллиона долларов. Как минимум 40 миллионов из них отправились в благотворительные организации, которые поддерживает семья Рокфеллера.
Юлия Штутина