24 декабря довольно неожиданным образом завершился судебный процесс над мэром Владивостока Владимиром Николаевым. Суд признал его виновным в превышении и злоупотреблении должностными полномочиями и приговорил к 4,5 годам лишения свободы условно, в то время как гособвинитель в ходе прений сторон требовал для чиновника пять лет колонии общего режима. Прокуратура уже заявила о том, что будет обжаловать этот приговор, который сторона обвинения считает слишком мягким. А Владивосток может вновь остаться без мэра.
Опись градоначальников
Кресло владивостокского градоначальника уже давно пользуется дурной славой - ни один из занимавших его в течение последних 15 лет не избежал уголовного преследования. Видно уж место такое, как на пороховой бочке. Постоянно ходил под судом несгибаемый пассионарий Виктор Черепков, пока в 1997 году все же не был отстранен от должности с формулировкой "за развал городского хозяйства". Его сменщик, Александр Фильков, уже через год попал под следствие за превышение должностных полномочий. Следующий мэр Владивостока, Юрий Копылов, продержался до 2004 года, но и он не избежал уголовного преследования за нецелевое использование бюджетных средств и в 2007 году был осужден на четыре года лишения свободы условно.
Вместо Копылова владивостокцы выбрали себе в мэры человека, не понаслышке знакомого с уголовным кодексом. В 1999 году Владимир Николаев был осужден на три с половиной года за избиение председателя комитета по физкультуре и спорту администрации Приморского края, а также по факту угрозы убийством директору спорткомплекса "Олимпиец", и провел больше года в СИЗО, но был освобожден по амнистии, после чего и подался в политику. Однако неофициальная биография кандидата юридических наук Николаева гораздо богаче - российские СМИ неоднократно открыто писали о том, что начиная с 90-х годов очередной владивостокский градоначальник был лидером одной из приморских ОПГ (организованных преступных группировок) и "крышевал", в основном, рыбное хозяйство.
Так, например, в изданном во Владивостоке в 1998 году учебнике для студентов юридических вузов "Организованная преступность Дальнего Востока: общие и региональные черты" подробно описывалась бурная преступная деятельность Николаева, в частности, сообщалось, что Николаев, попав в ряды группировки, возглавляемой "авторитетом" по кличке Бауло, "выделился как беспредельщик". Называлась и кличка Николаева - Винни-Пух, причем так его регулярно именуют в прессе. Сам Николаев хоть и отрицает свое криминальное прошлое, ни разу не обращался в суд с целью защиты своей репутации.
Писали также о том, что к моменту своего избрания мэром 31-летний Николаев являлся одним из самых богатых жителей Приморья, владельцем рыболовецкой компании, хозяином мясокомбината, значительной доли акций в ряде предприятий лесодобывающей отрасли края, дорогого отеля, а также нескольких продуктовых и промтоварных магазинов.
Путь в политику Николаев начал в 2001 году с избрания в депутаты краевого парламента от города Партизанска. Накануне выборов в Госдуму в 2003 году будущий мэр возглавлял приморский предвыборный штаб "Единой России", а в своей официальной биографии Николаев сообщает, что занимает пост заместителя главы политсовета местного отделения партии власти, а также являлся заместителем руководителя краевого предвыборного штаба кандидата в президенты Владимира Путина, победившего на выборах в марте 2004 года.
Главой администрации Владивостока Николаев был избран 18 июля 2004 года. Избирательная кампания Николаева ознаменовалась многочисленными скандалами и, как сообщали СМИ, проходила с большим количеством нарушений выборного законодательства. Неприятности, например, преследовали ближайшего соперника Николаева – бывшего мэра Владивостока Виктора Черепкова, который пострадал от взрыва гранаты, установленной у дверей его предвыборного штаба. По странному стечению обстоятельств накануне Черепков выступил по местному телевидению с призывом не дать криминальным силам захватить город. Однако Николаеву, которого называли ставленником губернатора Приморья Сергея Дарькина, все сошло с рук.
Однако уже весной 2005 года в Приморье заговорили о разгорающемся личном противостоянии недавних политических союзников, причем начался конфликт, естественно, на финансовой почве - краевые и городские власти не поделили бюджетные средства. Как бы там ни было, к 2006 году над владивостокской мэрией сгустились тучи. Сообщалось о том, что правоохранительные органы вплотную занялись деятельностью подчиненных Николаева, мэрию сотрясали практически непрерывные проверки со стороны Счетной палаты, Росфиннадзора и прокуратуры. В частности, уголовное дело мэра, до которого очередь дошла к февралю 2007 года, оказалось шестым, возбужденным в отношении представителей администрации Владивостока за предыдущий год.
Обезглавленный город
Прокуратура Приморского края возбудила в отношении Николаева уголовное дело по части 2 статьи 285 УК РФ ("злоупотребление должностными полномочиями") 27 февраля, проведя накануне масштабные обыски в мэрии. По данным следствия, Николаев не по назначению использовал часть средств городского бюджета, в том числе на содержание личной охраны и эскорта сопровождения машин ГИБДД - вооруженные табельным огнестрельным оружием сотрудники милиции и колонна машин ГИБДД ежедневно сопровождали мэра во время его поездок по городу. Объектом охраны, якобы, являлся опечатанный чемоданчик-"дипломат", который Николаев все время возил с собой. Как сообщала прокуратура, при осмотре в "дипломате" были обнаружены повседневные рабочие документы, явно не нуждающиеся в постоянной вооруженной охране. Кроме того, за счет бюджетных средств осуществлялась охрана семьи Николаева.
Прокуратура также выявила, что Николаев, а также его заместители и родственники в личных целях пользовались чартерными рейсами для поездок за границу и в разные города России, оплата которых проводилась коммерческими предприятиями или вымышленными лицами. В частности, в новогодние праздники 2007 года для полета Николаева с семьей, двух его заместителей с супругами на чартерный рейс в Сеул было потрачено 950 тысяч рублей. Еще 650 тысяч рублей стоил чартерный рейс на самолете ТУ-154М, на котором мэр летал вдвоем с охранником в Хабаровск.
Николаев все отрицал и говорил о политическом заказе с целью нового передела городской собственности и сфер влияния. Так, в обращении мэра к жителям Владивостока, распространенном в день возбуждения уголовного дела, утверждается, что сотрудники прокуратуры, проводившие проверку, сами заявляли, что им поставлена задача возбудить уголовное дело против него во что бы то ни стало. Вину за это Николаев фактически возложил на краевую администрацию. "Я принципиально отстаиваю интересы города, и некоторые оппоненты решили избавится от меня таким циничным способом",- заявил он, упомянув при этом принципиальную позицию мэрии "по вопросам разграничения земельных отношений, столичному статусу Владивостока, многим другим вопросам". А на прошедшей 28 февраля пресс-конференции мэр заявил, что происходящее является "полным циничным заказом... со стороны высокопоставленных чиновников, которые поставили перед правоохранительными органами задачу любыми путями обезглавить город Владивосток по любым надуманным обстоятельствам, чтобы устроить здесь полную вакханалию".
Между тем 28 февраля суд временно отстранил Николаева от должности, но он пока оставался на свободе. Задержан Николаев был только 6 марта в Москве, куда он приехал, по некоторым данным, просить заступничества у Путина, а на следующий день его этапировали во Владивосток, где уже была выдана санкция на его арест. 14 марта Николаеву было предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ. К части второй 285 статьи добавилась еще часть вторая статьи 286 ("превышение должностных полномочий"). На этот раз речь шла о неправомерном распоряжении лесными угодьями - в 2006 году, по версии следствия, Николаев незаконно раздал гражданам в аренду четыре земельных участка площадью полторы тысячи квадратных метров каждый, на которых произрастал ценный лес. Общий ущерб от незаконной деятельности мэра, причиненный бюджету города, как утверждало следствие, составил 13,3 миллионов рублей. По совокупности предъявленных обвинений Николаеву грозило до семи лет лишения свободы.
Пока Николаев сидел в СИЗО, зачистка администрации Владивостока продолжалась - к середине лета под следствием оказалась половина высокопоставленных чиновников мэрии. Между тем 19 ноября дело Николаева дошло до суда, а в декабре началось оглашение его обвинительной части. Однако затем процесс принял неожиданный оборот - 17 декабря до тех пор отрицавший свою вину Николаев вдруг согласился с обвинениями в свой адрес, что сразу исключило возможность оправдательного приговора, однако позволило суду, по ходатайству адвокатов, провести рассмотрение дела в особом, ускоренном, порядке. Кроме того, выяснилось, что Николаев, оказывается, уже компенсировал краевому УВД материальный ущерб за незаконное сопровождение его служебной машины в размере 300 тысяч рублей и УВД отозвало свой иск.
19 декабря прокурор потребовал приговорить Николаева к пяти годам колонии общего режима, а также запретить ему в течение трех лет после выхода из колонии занимать должности в государственных и муниципальных учреждениях. Адвокаты подсудимого попросили назначить мэру наказание в виде штрафа в размере от 100 тысяч рублей. Сам Николаев, выступая с последним словом, еще раз заявил, что признает свою вину, но считает, что достаточным наказанием для него будет штраф.
А 24 декабря был оглашен приговор, повергший наблюдателей в изумление - суд признал Николаева виновным в превышении и злоупотреблении должностными полномочиями и приговорил его к 4,5 годам лишения свободы условно, согласившись с гособвинением только в части трехлетнего запрета для Николаева на государственную службу. После оглашения приговора Николаев, которого доставили в здание суда в наручниках и под охраной, был освобожден из-под стражи под подписку о невыезде. Он не смог однозначно ответить по поводу своих дальнейших политических планов, неопределенно сказав: "Посмотрим". А вот Владивосток, возможно, ждут новые выборы мэра - через десять дней после оглашения приговора полномочия Николаева, которые должны были истечь в июле 2008 года, будут считаться досрочно прекращенными. Согласно городскому уставу, выборы нового градоначальника должны пройти в течение ближайших трех месяцев, так что не исключено, что их совместят с выборами нового президента страны, которые назначены на 2 марта.
С другой стороны, прокуратура уже заявила, что считает приговор Николаеву слишком мягким и будет его обжаловать. В случае, если кассационная жалоба все же будет подана, приговор не вступит в законную силу, а градоначальник на какое-то время сохранит за собой кресло мэра Владивостока. В любом случае, еще в феврале наблюдатели высказывали мнение, что нары Николаеву не грозят - его просто хотят отстранить от дележа ста миллиардов рублей из федерального бюджета, которые должны свалиться на Владивосток в преддверии намеченного на 2012 год форума АТЭС.