18 февраля Басманный суд Москвы приговорил лидера националистической группировки "Формат 18" Максима Марцинкевича, известного под прозвищем Тесак, к трем годам колонии общего режима. Во столько обошелся Тесаку один-единственный визит в клуб "Билингва" в феврале 2007 года. Приговор оказался неожиданно суров - даже сторона обвинения просила отправить Тесака не на общий режим, а в колонию-поселение.
До 28 февраля 2007 года сам Тесак и его "Формат 18" были широко известны в очень узких, причем чрезвычайно специфических кругах. Выпускник строительного ПТУ, "обычный скин", промышлявший нападениями на китайцев у общежития на Соколе (так, во всяком случае выглядят фрагменты прошлого Тесака в его собственной интерпретации), в 15 лет, после взрывов московских жилых домов в 1999 году, решил мстить, а посему играть по-крупному. Что в действительности происходило с Тесаком и его соратниками в течение последующих шести лет, покрыто мраком неизвестности. Однако в 2005 году начал работать сайт группировки "Формат 18", на котором размещались видеоролики с истязаниями, убийствами и просто избиениями инородцев, что принесло Тесаку огромную популярность среди сетевых единомышленников, присылавших ему свои клипы аналогичной тематики из других регионов России. Тесак, правда, утверждал, что ролики с убийствами - постановочные, но так ли это, неизвестно. Во всяком случае, от видеозаписей других "силовых акций" своих соратников он не отрекался, а суть их и своих лично занятий определял вполне исчерпывающе: "Мы просто собираемся в группы по 5-10 человек и идем убивать армян, китайцев, таджиков".
Так или иначе, "звездный час" Максима Марцинкевича и его сподвижников наступил в последний день февраля 2007 года. Вечером в московском клубе "Билингва" проходили политические дебаты, организованные движением "Демократическая альтернатива" и посвященные реорганизации партии "Свободная Россия" в "Гражданскую силу". Вел дебаты Алексей Навальный, тогда - зампред столичного отделения партии "Яблоко". В дискуссии принимали участие журналисты и писатели Юлия Латынина и Максим Кононенко (Мистер Паркер).
Внезапно в зал вошла группа из 10-15 одетых в черное бритоголовых молодых людей, лидер которых, то есть собственно Тесак, потребовал предоставить ему слово, однако Навальный отказался это сделать. Правда сам Тесак заявил на суде, что в клуб пришел один и уже там увидел нескольких своих знакомых, слова же стал требовать не сразу, а только после того, как его возмутила одна из реплик Латыниной о том, что Россия своим благополучием обязана олигархам. Далее Тесак и его единомышленники начали выкрикивать "Зиг Хайль" и вскидывать руку в нацистском приветствии, а делали они это, по словам лидера "Формата 18", просто чтобы привлечь к себе внимание. Это им удалось - Навальный дал Тесаку слово, чем тот воспользовался, чтобы задать Латыниной вопрос "Зачем заниматься политикой, если не готов пожертвовать своей жизнью? И вообще, согласны вы с тем, что, когда мы убьем всех либералов, жить станет гораздо лучше?". Журналистка и писательница в ответ предположила, что это Тесаку и его соратникам сделать все же не удастся. "Вы и на таджикскую девочку-то вдесятером нападаете, потому что, наверное, очень смелые", - заметила в этой связи Латынина. По версии Тесака, изложенной в суде, этим своим замечанием Латынина фактически обвинила его лично в убийстве 10-летней таджикской девочки Хуршеды Султоновой и тем самым спровоцировала лидера "Формата 18" на последовавшие затем угрозы продолжать и дальше убивать таджиков и негров, а также на выкрикивание лозунгов "Давайте убивать либералов, которые ненавидят националистов!" и "Мы еще антифашистов режем и стреляем!", что впоследствии было расценено следствием как призывы к убийствам и насильственному изменению конституционного строя.
Словесная перепалка между бритоголовыми и прочими присутствовавшими в тот вечер в "Билингве" завершилась тогда, в общем-то, ничем - Тесак со товарищи просто покинули территорию клуба, не будучи задержанными ни местной охраной, ни приехавшими по вызову милиционерами. На следующий день хроника визита Тесака и его друзей в "Билингву", названного ими "удачно проведенной акцией", была подробно изложена и на сайте "Формата 18", в ЖЖ-блоге Тесака. Максим Марцинкевич был горд собой, скрываться не собирался и явно не ожидал никаких дурных последствий своей клубной эскапады.
Однако, как выяснилось уже после ареста Тесака, в апреле в отношении гражданина Марцинкевича было возбуждено уголовное дело по пункту "в" части 2 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды по мотивам национальности, расы, вероисповедания), причем произошло это после обращения в Генпрокуратуру главы московского отделения "Яблока" и депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, который заявил, что, хотя и не присутствовал лично в "Билингве", действовал на основании обращения своих избирателей, обративших его внимание на "факты откровенного фашистского поведения" Тесака во время дебатов.
После "Билингвы" Тесак слегка понежился в лучах славы, попав в телевизор (о нем рассказывали в программе "Максимум" на НТВ и на канале Ren-TV), а затем и он, и его соратники "исчезли с радаров" до конца июня. 21 июня на Манежной площади произошла стычка националистов с кавказцами, после чего на сайте "Формата 18" был размещен видеоотчет об этих событиях с соответствующими комментариями в адрес последних, а также сотрудников правоохранительных органов. В своем ЖЖ Тесак активно призывал не останавливаться на достигнутом и продолжить разборку на следующий день. 22 июня на Славянской площади состоялась массовая драка, 26 июня стало известно, что интернет-блоги Тесака и его организации заблокированы, а в ночь на 3 июля Тесак был задержан в собственной квартире на Рублевском шоссе нешуточными силами сотрудников центра "Т" (антитеррор), отряда милиции специального назначения "Рысь" МВД РФ, а также управления по борьбе с организованной преступностью и ФСБ. На следующий день Хамовнический суд Москвы санкционировал его арест.
Как выяснилось потом, задержать Тесака решили после проведения специальной экспертизы, которая подтвердила экстремистский характер его выкриков в "Билингве". Тесаку было предъявлено обвинение по 282 статье, причем в прокуратуре не исключили, что хотя речь идет именно об инциденте в "Билингве", этим следствие может не ограничиться - арестованный проверяется на причастность "к ряду других событий, произошедших в Москве, в том числе к массовой драке 22 июня". Кроме того, в прокуратуре намекнули, что ведомство обладает и еще кое-какой компрометирующей Тесака информацией, глаза на которую закрыты не будут. То есть, фактически пообещали припомнить Тесаку все. А "Комсомольская правда" после задержания лидера "Формата 18", ссылаясь на свои источники в правоохранительных органах, писала о том, что инцидент в клубе действительно был лишь поводом, а Тесака подозревают во множестве преступлений, вплоть до убийства.
Тем не менее, суд ограничился одной "Билингвой", признав Максима Марцинкевича виновным в "возбуждении ненависти либо вражды по мотивам национальности, расы, вероисповедания" и приговорив его к трем годам колонии общего режима. Суровость приговора удивила даже участника событий в "Билингве", Алексея Навального, который с тех пор переквалифицировался из "яблочника" в лидера национал-демократического движения "Народ". Навальный сообщил сайту Каспаров.Ru, что обращался к суду с ходатайством не наказывать Тесака лишением свободы, тем более, что тот провел все время следствия в СИЗО.
В свете происходящих событий - а в Москве в последнее время отмечен резкий всплеск активности единомышленников гражданина Марцинкевича, причем самой что ни на есть реальной (по данным таких правозащитных организаций, как Московское бюро по правам человека и информационно-аналитический центр "Сова", с начала 2008 года в столице в результате нападений скинхедов погибли более двадцати человек - узбеков, таджиков, киргизов и представителей других национальностей) - акция Тесака со товарищи в "Билингве" кажется просто детским садом. Но вынесенный ему приговор, видимо, нужно рассматривать именно в контексте жесткого ответа со стороны правоохранительных органов на активизацию радикальных националистов. Так, например, в начале февраля стало известно об аресте четверых скинхедов, которых подозревают в причастности не менее, чем к 20 убийствам на национальной почве.
Однако есть здесь и плохая сторона - суровый приговор создал Тесаку ореол мученика за идею, что, как известно, приносит обладателю этого самого ореола немалые идеологические дивиденды. А его последователям предоставляет заманчивую возможность еще больше сплотиться и, с Тесаком наперевес, ответить на действия властей своим жестоким противодействием, причем заложниками в этом противостоянии выступают все те же "лица неславянской национальности". Правозащитники уже предсказывают, что 2008 год побьет рекорды 2007-го по числу погибших и пострадавших на почве ксенофобии.