В Косовской Митровице в понедельник, 17 марта, между сербами и полицейскими начались ожесточенные столкновения, которые вскоре переросли в массовые беспорядки. Косовские власти, обеспокоенные событиями в Митровице, распорядились, чтобы полиция ООН (UNMIK) и полиция Косово (KPS) покинули северную часть этнически разделенного города, предоставив контроль над ситуацией миротворцам НАТО (KFOR). Появились опасения, что в Митровице может быть введен режим чрезвычайного положения.
Ситуация в Митровице начала обостряться еще утром в пятницу, 14 марта, когда около 200 сербов захватили здание бывшего суда, которое в последние годы занимала миссия Организации объединенных наций. Здание охраняли польские и украинские полицейские ООН, однако они не оказали при захвате серьезного сопротивления. Оказавшись в суде, сербы сменили флаг ООН на сербский. Вскоре, однако, большинство людей, захвативших здание, покинули его.
Оставшиеся внутри сербы, как выяснилось позже, оказались юристами, которые работали в этом здании до 1999 года. Они потребовали восстановить их на работе, однако отметили, что намерены подчиняться только Министерству юстиции Сербии. Власти начали переговоры с захватчиками, однако заявили, что не могут удовлетворить их требования, так как по резолюции ООН вся юридическая система в Косово с 1999 года не связана с Сербией.
Между тем снаружи захваченного здания стали собираться как сербы, поддерживающие действия своих соотечественников, так и отряды полиции, которые, однако, не торопились применять силу. Такое положение дел сохранялось почти трое суток, пока рано утром 17 марта не началась операция по выдворению людей из здания суда.
Город Митровица расположен на севере Косово недалеко от границы с Сербией. Более 70 процентов населения города составляют косовские албанцы. С 1999 года город разделен на две части - южную, преимущественно населенную албанцами, и северную, где большинство жителей составляют косовские сербы.
В ходе рейда ни сербы, находившиеся внутри здания, ни их сторонники снаружи сопротивления сотрудникам правоохранительных органов почти не оказали. Полицейские задержали 53 человека и посадили их в машины, чтобы под конвоем отвезти в полицейский участок. Только после этого начались первые столкновения. Собравшиеся около здания сербы напали на конвой, перевозивший задержанных. Полицейских забросали камнями, в ответ на что тем пришлось применить слезоточивый газ. В ходе столкновений сербам удалось освободить около 20 задержанных юристов.
Вскоре столкновения сербов с полицией переросли в массовые беспорядки. Их участники забрасывали полицейских камнями и петардами, поджигали машины. Обе стороны использовали гранаты и огнестрельное оружие. Поступали также сообщения о взрыве в здании суда. Волнения закончились лишь после того, ка контроль над ситуацией перешел в руки миротворцев KFOR. В ходе беспорядков, которые продолжались несколько часов, пострадали служащие полиции ООН, среди которых оказались 22 поляка и 14 украинцев, а также были ранены более 30 сербов.
Стоит отметить, что одностороннее провозглашение парламентом Косово независимости края 17 февраля 2008 года вызвало большое недовольство среди сербского меньшинства, которое не принимало участия в принятии решения о независимости. В Митровице прошли многотысячные демонстрации протеста против отделения края от Сербии. Сербы неоднократно пытались пересечь мост, разделяющий Митровицу на албанскую и сербскую части, однако были остановлены полицией. Демонстранты нередко вступали в схватки с полицией, в которых использовали палки и камни.
К тому же ровно четыре года назад, 17 марта 2004 года, в Митровице прошли массовые демонстрации сербов и албанцев, начавшиеся после того, как в реке были найдены тела двух пропавших албанских детей, предположительно загнанных в воду местными сербами. Демонстрации переросли в массовые столкновения, в результате которых как минимум шесть человек погибли и сотни пострадали.
В настоящее время беспорядки в Митровице утихли, на улицах остались лишь одиночные демонстранты. Полицейские пообещали сделать все возможное, чтобы не допустить массовых беспорядков в дальнейшем, однако маловероятно, что недовольство косовских сербов не выльется в новые акции протеста.