Лишнего не спросят Фонду национального благосостояния разрешили инвестировать в России

18 июня президент России Дмитрий Медведев выступил с инициативой, предполагающей размещение средств Фонда национального благосостояния внутри страны. Таким образом, правительственные дискуссии о судьбе фонда, которые велись в последнее время, должны отныне прекратиться. Другое дело, что конкретное направление инвестиций станет предметом жесточайшей борьбы лоббистов, поскольку кусок такого жирного пирога получить хочет каждый. Однако сопротивление Минфина, требующего "не пущать" нефтегазовые доходы на внутренние нужды, преодолено.

На "черный день"

Разговоры о внутренних вложениях Стабфонда (теперь уже бывшего) начались буквально с момента создания этой структуры. Напомним, что в январе 2004 года руководство России приняло решение не тратить часть поступающих в бюджет денег, концентрируя их в стратегическом запасе "на черный день". Фонд был назван стабилизационным, поскольку по замыслу основателей, должен был в случае необходимости стабилизировать финансовую ситуацию в стране.

Причиной создания Стабфонда стало некоторое улучшение экономической обстановки в стране к середине 2000-х. К тому времени удалось резко повысить собираемость налогов, а быстрый восстановительный рост экономики после депрессии 90-х помог существенно увеличить налогооблагаемую базу. Но самое главное - в Россию пришли доходы от значительно подорожавшей к тому времени нефти. Благодаря этому появилась возможность не только выплачивать в срок пенсии и закрывать другие дыры в бюджете без протянутой к мировым финансовым институтам вроде МВФ руки, но и откладывать на будущее.

Аргументы у одного из инициаторов создания Стабфонда, министра финансов Алексея Кудрина, и других чиновников, настаивавших на сбережении "лишних" средств, были просты. Если прибывающие от дорогих углеводородов деньги не изымать из экономики, то они спровоцируют так называемую "голландскую болезнь" - ускорение инфляции с одной стороны и рост курса национальной валюты с другой. Последнее спровоцирует удешевление импорта, а значит, и трудности у отечественных производителей. Кроме того, в случае падения цен на нефть, бюджет не сможет поддерживаться на прежнем уровне из-за сокращения доходов. А наличие Стабфонда такую проблему в будущем сможет частично компенсировать.

Алексей Кудрин. Фото Александра Котомина,

Алексей Кудрин. Фото Александра Котомина, "Лента.Ру"

Lenta.ru

Оппоненты Кудрина возражали, что изъятие средств в Стабфонд приводит к денежному голоду и недостатку доступного кредита. Они утверждали, что, "высушивая" бюджет, невозможно провести эффективную модернизацию российской промышленности и инфраструктуры. Эту точку зрения высказывали как оппозиционные политики и экономисты, так и многие представители деловых кругов. Как бы то ни было, но концепция Минфина победила. Средства Стабфонда могли тратиться на одну-единственную цель - погашение внешнего долга России. Что с успехом, в общем-то и было выполнено за последние три года. Исключение было сделано только для поддержки госкорпораций, которым было выделено порядка 300 миллиардов рублей в конце 2007-го.

Фонд между тем вырос изрядно, составив на начало 2008 года 3,8 триллиона рублей (около 160 миллиардов долларов). На эти деньги при нормальном контроле уже можно было поднять пару отраслей промышленности. Поэтому споры о том, что неплохо бы раскупорить кубышку, поднялись вновь и теперь развернулись уже в кулуарах Белого дома. В конце концов, был принят компромиссный вариант. Стабфонд было велено разделить на две части - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Деньги не производят денег

Резервный фонд функционирует на манер прежнего Стабфонда, только теперь средства в нем аккумулируются не на уровне "сколько получится", а согласно трехлетнему бюджетному плану. В течение 2008-2010 годов все доходы государства, полученные от нефти и газа, отправляются в бюджет в объеме 6,1, 5,5 и 4,5 процента от ВВП соответственно. Все, что свыше этого, получает Резервный фонд. Когда и он заполняется на уровне 10 процентов от ВВП, средства начинают поступать в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Большая часть средств при разделе в конце января 2008 года досталась Резервному фонду - 3,04 триллиона рублей, тогда как ФНБ получил около 770 миллиардов. Пока Резервный фонд не дотягивает до искомых 10 процентов (размер ВВП по итогам 2007 года составил около 33 триллионов рублей), однако разница будет перекрыта очень скоро. Поэтому, по оценкам аналитиков, уже к концу года объем ФНБ вырастет в 2,5 раза и составит около 2 триллионов рублей.

В настоящее время Резервный фонд нельзя использовать внутри страны, зато можно вкладывать за границей. Для этого существуют три разрешенных вида инвестиций - в иностранную валюту, государственные облигации и на депозиты кредитных организаций. Из валют разрешены к вложениям только три - доллар, евро и фунт стерлингов, а вот гособлигации можно размещать в 14 странах, включая США, Великобританию, Францию, Канаду и Германию. Интересно, что в обязательства таких стран как Китай, Индия, Бразилия и Италия (входящих в десятку крупнейших экономик мира) вложения по-прежнему запрещены.

Результаты инвестиционной деятельности пока не блещут. За первые три месяца существования Резервного фонда его средства практически не принесли доходов. Специалисты считают, что это вызвано не столько неграмотным управлением, сколько кредитным кризисом в США и Европе, но факт остается фактом.

Кудрин сдался

ФНБ изначально планировали назвать фондом будущих поколений, однако затем от такого варианта отказались. Из-за чего, понятно, - одной из главных задач ФНБ стала поддержка не будущего, а предыдущего поколения в виде покрытия хронического дефицита пенсионного фонда. Условия его инвестирования изначально были более либеральными. Если для старого Стабфонда и Резервного фонда допустимо было вкладывать средства только в бумаги с рейтингом "AAA", то ФНБ допускалось потратить и на более рискованные активы.

Сейчас концепция ФНБ изменилась. Согласно предложению Дмитрия Медведева, его деньги должны быть доступны для российской экономики. Против этого, как обычно, выступал Алексей Кудрин, заявлявший об опасности такого инвестирования, но на сей раз его доводы услышаны не были. Скорее всего, вопрос о стратегии использования ФНБ уже решен и решен в пользу внутреннего рынка.

Остались, однако, вопросы тактические, связанные с непосредственной реализацией проекта. Пока непонятно, в какие конкретно отрасли пойдут государственные миллиарды и спрогнозировать это крайне сложно. А вот борьба за управление указанными капиталами может развернуться уже в самое ближайшее время. Еще месяц с небольшим назад Кудрин предлагал доверить средства ФНБ частным фирмам и банкам. Однако 18 июня Дмитрий Медведев заявил о том, что для операций с деньгами фонда должна быть создана специальная структура. Процитированный "Коммерсантом" источник в администрации президента не сомневается, что за такой конторой будет стоять "Внешэкономбанк".

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше