В условиях растущих рекордными темпами цен на нефть все большее значение для располагающих ее запасами стран приобретает разработка собственных месторождений. 14 июля президент США Джордж Буш отменил мораторий на добычу нефти на шельфе Атлантического и Тихого океанов и части Мексиканского залива. Таким образом президент предполагает справиться с высокими ценами на бензин и авиатопливо.
Борьба за независимость
Как считает Джордж Буш, помимо борьбы с высокими ценами на бензин, разработка шельфовых месторождений поможет США увеличить собственные запасы нефти и стать менее зависимыми от экспортных поставок. Нефтяные запасы шельфа оцениваются в 18 миллиардов баррелей - это примерно пятая часть доказанных запасов США.
В своем обращении американский президент вторично (первый раз он поднял эту тему в июне 2008 года) обратился к конгрессменам с призывом отменить федеральный мораторий на добычу нефти на шельфе, принятый ими в 1981 году. "Единственное, что сейчас стоит между американским народом и этими богатыми нефтью месторождениями - решение Конгресса", - добавил Буш.
Континентальным шельфом называется морское дно и его недра в территориальных водах и за их пределами, на которые распространяются права прибрежного государства. Самым большим считается шельф Евразийского материка (10 миллионов квадратных километров), при этом шельфы Северной и Западной Европы занимают 2,6 миллиона квадратных километров. Второе место - у шельфов Северной Америки и Гренландии (до 6 миллионов), третье - у шельфов вдоль Тихоокеанского побережья и островов Индонезии (4,5 миллиона).
В случае, если Конгресс откажется отменить федеральный мораторий, инициатива Буша будет не более чем символической. Конгрессмены-демократы, а также некоторые республиканцы не поддержали американского президента. Так, против снятия моратория выступил кандидат от демократов на пост президента США сенатор Барак Обама. "Если бы добыча нефти на шельфе принесла краткосрочные результаты по снижению цен на бензин или помогла бы выработать долгосрочную экономическую стратегию энергетической независимости, мы бы рассмотрели эту возможность, несмотря на риски", - заявил представитель Обамы Билл Бертон (Bill Burton).
Кстати, кандидат от республиканцев Джон Маккейн, ранее считавший (как и демократы), что снятие запрета на добычу нефти на шельфе нанесет серьезный ущерб экологии, как в июне, так и сейчас поддержал Буша, а также попытался уговорить Обаму изменить свое мнение. "Надеюсь, что сенатор Обама изменит свою позицию (как он уже делал по некоторым другим вопросам) и поддержит снятие моратория, поскольку... нам необходимо иметь достаточные нефтяные запасы, чтобы каким-либо образом снизить цены на нефть", - сказал Маккейн.
В июле 2008 года стоимость галлона (около 3,8 литра) бензина в США превысила четыре доллара. Ради экономии затрат на топливо американцы подыскивают работу рядом с домом, переходят на обучение через интернет и совершают покупки в близлежащих магазинах. 42 процента американцев постараются меньше ездить на автомобиле, если цена бензина достигнет 4,5 долларов за галлон.
Впрочем, даже если Конгресс согласится поддержать решение Буша, немедленной независимости США от экспорта нефти или снижения цен на бензин все равно ждать не приходится. По оценкам экспертов, в том числе президентской администрации, шельф не готов к разработке, поэтому первые результаты придется ждать несколько лет.
Кроме того, сама разработка шельфа потребует немалых вложений, а нефтяные компании, ведущие ее, наверняка потребуют льгот от правительства. Таким образом, путь к звездам, как обычно, проляжет через тернии, другими словами, потребует от властей и налогоплательщиков дополнительных затрат. В то же время цены на нефть продолжают расти, и простые американцы с нетерпением ждут решения конгрессменов. В конце концов, Буш оказался недалек от истины, утверждая, что каждый лишний доллар, потраченный гражданами США на бензин, они могли бы потратить на еду или обучение детей.
Как у других
Разработкой нефтегазовых месторождений на шельфе активно занимаются многие страны, имеющие выход к морю. Так, через два года на российском шельфе (занимающем 21 процент шельфа мирового океана), по планам Минпромэнерго, будет добываться 10 миллионов тонн нефти и 30 миллиардов кубометров газа. К 2015 году добыча нефти на отечественных шельфовых месторождениях увеличится в пять раз. Стоит учесть, однако, что и затраты на добычу будут немалыми. Только одной "Роснефти" к 2020 году понадобится 2,2 триллиона рублей (84 миллиарда долларов) на 49 платформ, 200 судов и 81 танкер, необходимые для разработки месторождений.
Поскольку большинство российских месторождений на шельфе являются стратегическими (из-за больших запасов), разрабатывать их могут только госкомпании. В середине 2007 года стало известно, что все месторождения на шельфе будут разделены между "Газпромом" и "Роснефтью". Для поддержки тех компаний, которые ведут разработку месторождений в сложных климатических условиях (в том числе на шельфе северных морей), был разработан законопроект о налоговых льготах. Его уже одобрили Госдума и Совет Федерации.
Одно из крупнейших российских месторождений, расположенных на шельфе, - Штокмановское, чьи запасы газа оцениваются в 3,8 триллиона кубометров. Разрабатывает его совместное предприятие под названием Shtokman Development, где "Газпрому" принадлежит 51 процент акций, норвежской Statoil Hydro – 24 процента, французской Total – 25 процентов. Начало поставок газа запланировано на 2013-2014 годы. Предполагается, что только первая фаза обеспечит поставку 23,7 миллиарда кубометров газа в год.
Еще одним крупным разработчиком шельфа является Норвегия. На норвежском шельфе расположено более 150 месторождений. Добывать нефть страна начала в 1971 году, а газ - в 1977-м. По разным оценкам, запасы нефти Норвегии составляют 1-2,3 миллиарда тонн, а газа - 750 миллиардов кубометров. В 2007 году норвежцы начали разработку одного из крупнейших газовых месторождений Норвегии Ormen Lange. Оно было открыто в 1997 году, и десять лет ушло только на подготовку проекта к запуску, в том числе, подведение газопроводов. Совместно с Norsk Hydro месторождение разрабатывают также Shell, Petoro, Statoil, DONG Energy и ExxonMobil.
Интересная ситуация сложилась на Украине, планы руководства которой относительно обретения энергетической независимости близки идеям президента США. По мнению премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, разработка месторождений черноморского шельфа позволит государству обеспечить себя природным газом и получить независимость от иностранных поставок (в частности, от российских). Оценочные запасы углеводородов на Черноморском и Азовском шельфах достигают 1,5 триллиона тонн условного топлива.
Вот только с разработкой пока проблемы. Помочь Украине должны были несколько иностранных компаний, однако в конце июня Тимошенко заявила, что шельф Черного моря должен быть возвращен в госсобственность, в связи с чем все незаконно, по мнению правительства, выданные лицензии на его разработку были отменены. Вскоре после этого стало известно, что "Нафтогаз Украины" ведет переговоры с "Газпромом" о совместной разработке месторождений на черноморском шельфе.
На примере других стран видно, какие сложности могут возникнуть при разработке шельфовых месторождений. В их числе финансовые, технологические, экологические проблемы. Американским конгрессменам придется также принимать во внимание серьезное давление лобби, прежде чем поддержать инициативу Буша или отказаться снять мораторий. С другой стороны, уже в ноябре текущего года в США может смениться президент. Поэтому Буш явно ничего не потеряет, зато у него есть шанс сформировать напоследок имидж борца за снижение цен на нефть.