Минэкономразвития создало концепцию превращения России в международный финансовый центр. Предполагается, что уже через 10 лет Москва станет для значительной части Евразии своим Нью-Йорком, Лондоном или Гонконгом. Главный упор при этом чиновники предлагают сделать на развитие биржевого рынка. Одна из инициатив ведомства Эльвиры Набиуллиной - освобождение инвесторов Московского финансового центра (МФЦ) от некоторых видов налогов. Это уже вызвало критику со стороны представителей Минфина, традиционно не одобряющих таких вольностей с фискальным инструментом.
Впервые идею МФЦ предложил президент Дмитрий Медведев в ходе Петербургского экономического форума в начале июня 2008 года. Он увязал финансовую привлекательность Москвы с постепенным становлением рубля как единой валюты и обратил внимание на то, что это позволит обеспечить конкурентоспособность российской финансовой системы в глобальном соревновании.
Чиновники с энтузиазмом восприняли предложение президента. В июле Минэкономразвития сообщило о том, что приступило к разработке концепции МФЦ. Вкратце были перечислены и конкретные меры по решению этой кажущейся утопичной задачи. В частности, в течение года предлагалось принять законы о биржах, инсайдерской информации и повышении ответственности директоров и менеджеров компаний. Кроме того, было предложено существенно улучшить транспортную и гостиничную инфраструктуру Москвы.
Своим видением Москвы как мировой финансовой столицы поделился и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Союз предложил пойти по простому пути - а именно, слить крупнейшие отечественные торговые площадки в одну, после чего новая супербиржа должна будет поглотить несколько зарубежных, включая шведскую, немецкую и некоторые азиатские. Таким образом РСПП рассчитывал создать достаточно мощный финансовый институт, которому бы стали доверять во всем мире.
Минэкономразвития намеревалось направить свои предложения о МФЦ в правительство еще к 1 августа, однако пока документу предстоит пройти только лишь межведомственное согласование. В концепции, оказавшейся в распоряжении российских СМИ, перечислены первоочередные меры по улучшению инвестиционного климата на российских финансовых рынках. В первую очередь планируется резкое повышение капитализацию инфраструктуры (читай: бирж), прямой допуск иностранных инвесторов в МФЦ, освобождение операций всех участников рынка от налогов на процентные и дивидендные платежи и создание специального суда, который будет заниматься исключительно делами финансового центра.
Все это предполагается осуществить в кратчайшие сроки, к 2009-2010 годам. Неясно, правда, коснутся ли изменения игроков действующего рынка. А вот общую привлекательность Москвы как территории МФЦ будут повышать до 2012 года. За развитие центра должен отвечать кто-то из чиновников правительства.
В целом проект планируется реализовать в течение 10 лет. Критерии успешности довольно просты. Как пишет "Время новостей", в России нужно сформировать 5-6 крупных инвестбанков с преимущественно российским капиталом. По объему публичных первичных размещений акций (IPO) российские биржи должны входить в десятку мировых, равно как и по общему объему торгов.
Хотя никакой официальной реакции со стороны других министерств и ведомств пока не последовало, есть сведения, что Минфин в штыки воспринял некоторые идеи своих коллег. Так, "Ведомости" отмечают, что некоторые подчиненные Алексея Кудрина считают предложения Минэкономразвития по льготному налогообложению неприемлемыми, поскольку ни эффект от такого шага, ни механизм его администрирования не ясны.
Эксперты также высказывают сомнения в целесообразности всех идей Минэкономразвития, но по другому поводу. Специалисты опасаются, что свободный допуск крупнейших инвестиционных компаний мира на российский рынок не оставляет шансов не то что на процветание, но даже и на выживание отечественным игрокам, поскольку их возможности не сопоставимы. В таком случае, спрашивается, стоило ли так долго и упорно защищать банковскую сферу на переговорах по ВТО, если ее значительную часть просто так сдадут за красивую, но пока в основном сугубо виртуальную идею?
Основной центр тяжести в своей программе развития МФЦ Минэкономики предлагает перенести на биржевой рынок. Никаких предложений по налоговым льготам для других сфер обращения ценных бумаг внесено не было. Между тем потенциал основных торговых площадок довольно скромен. Хотя РТС и ММВБ занимают ведущее положение среди своих аналогов в Центральной и Восточной Европе, до настоящих гигантов США, Европы и Азии им очень далеко. Рыночная капитализация РТС составляет всего лишь миллиард долларов. Для сравнения, цена NYSE Euronext колеблется около 20 миллиардов долларов, Deutsche Boerse - чуть менее 14 миллиардов.
Кроме того, даже для признанного международного финансового центра две дублирующих друг друга биржи - это роскошь. Полезна или вредна такая конкуренция - вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Однако как-то конкурировать с западными и азиатскими биржами сможет только объединенная торговая площадка, так что предложение РСПП о слиянии российских бирж в одну выглядит разумным.
Другое дело, что эти разговоры время от времени ведутся на протяжении последних полутора-двух лет, что не делает возможное слияние ближе. В то время как ММВБ контролируется Банком России, акциями РТС владеет множество частных инвесторов, которым может не понравиться идея объединения. При наличии политической воли это препятствие преодолеть не сложно, но как раз такой шаг смотрится не совсем рыночным и будет противоречить всей идее МФЦ.
Кроме того, при всем убедительном росте последних лет российская экономика не входит в число мировых лидеров. И если даже Китай, который по своим экономическим показателям несопоставимо выше России, не создал своего финансового центра международного значения, то перспективы Москвы выглядят еще более скромными. Конечно, столица нашей страны может стать центром притяжения для биржевых игроков и компаний стран ближнего зарубежья, но к этому дело, скорее всего, придет и так, без принятия специальных мер и концепций. А если задача настолько скромна, то громадье планов и суета вокруг нее смотрятся неуместно.