Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Назад к дефициту

Российские власти официально признали необходимость тратить больше, чем заработано

Российский бюджет в 2009 году станет дефицитным. С этим прогнозом, многократно озвучивавшимся экспертами, 24 декабря согласились и российские власти в лице помощника президента страны Аркадия Дворковича. Конкретных цифр он не назвал, зато российские СМИ, ссылающиеся на неопубликованную информацию Минфина, ожидают дефицит на уровне 5 процентов от ВВП, или около 2 триллионов рублей.

Российский бюджет, начиная с 1999 года, был стабильно профицитным, при том, что размер разницы между доходами и расходами менялся, как правило, в сторону увеличения. В 2006 году высокие цены на нефть и другие ресурсы, давшие России рекордные доходы от экспорта, принесли бюджету рекордное положительное сальдо - 1,991 триллиона рублей, или более 75 миллиардов долларов (7,1 процента от ВВП). В 2008 году ожидался еще более значительный профицит - более двух триллионов.

В реальности он может оказаться еще выше. За 11 месяцев профицит составил 2,48 триллиона рублей. Тем не менее, в ноябре впервые в этом году баланс начал сокращаться, причем, по данным Минфина, дефицит достиг 270 миллиардов рублей. Хотя еще в начале прошлого месяца Аркадий Дворкович утверждал, что российскому бюджету в ближайшие месяцы дефицит не угрожает. Непонятно, впрочем, имел ли он в виду результаты за один месяц или за целый год.

Интересно, что о пересмотре бюджета на ближайший год никто не говорил. Необходимость снизить расходы в 2010 году подчеркивал министр финансов Алексей Кудрин, заявивший о том, что бюджет следовало бы сократить на 600-700 миллиардов рублей. Однако по поводу 2009 года официальные лица уверенно высказывались что секвестра бюджетных расходов не будет.

Вместо этого будет дефицит. Какой именно уровень нехватки средств ожидается правительством, пока не ясно. По данным "Ведомостей", ссылающихся на рабочие документы Минфина, разница между доходами и расходами может составить от 3 до 6 процентов ВВП (1,5-2,2 триллиона рублей). Хотя эта цифра выглядит очень значительной, она, скорее всего, окажется меньше профицита в текущем году.

Сокращение доходов бюджета произойдет из-за стремительного падения суммы собираемых налогов. В условиях кризиса компании сокращают производство и теряют прибыли, так что и налогооблагаемая база также снижается. Кроме того, существенно упадут доходы, получаемые от экспортных пошлин в силу резкого удешевления основных статей экспорта - природных ресурсов. Скажем, цена на нефть по сравнению с уровнем 2007 года, по большинству оценок, упадет вдвое, а по сравнению с 2008 годом - втрое. Почти в четыре раза относительно пиковых значений сократились и экспортные пошлины. В итоге же Минэкономразвития прогнозирует, что доходы бюджета в 2009 году снизятся на 32 процента (3,5 триллиона рублей).

Этот предварительный прогноз основывается на том, что ВВП страны в следующем году все-таки вырастет на 2,4 процента. Однако это предсказание основывалось на том, что цены на нефть не упадут ниже 50 долларов за баррель. Пока же на мировых рынках наблюдается обратная тенденция - цены на нефть снизились до 40 долларов за баррель, а прогнозы экспертов на развитие ситуации выглядит один мрачнее другого.

В случае, если прогноз все-таки сбудется, средства у правительства на покрытие дефицита имеются. Резервный фонд страны на 1 декабря составил 3,661 триллиона рублей. Этого достаточно, чтобы затыкать дыры в бюджете в течение полутора лет. Однако все это будет работать при условии стабилизации экономической ситуации. Но кто даст гарантию, что в 2010 году доходы казны вновь не сократятся, уже относительно более низкого уровня 2009 года?

Интересно, что Дворкович не отрицает возможности использования заимствования для пополнения бюджета. Он уточнил, что в первую очередь для покрытия разницы будут использоваться средства резервного фонда, но добавил, что средства могут привлечены и извне. Помощник президента особо подчеркнул, что речь не идет о кредитах МВФ. Скорее всего, чиновник имел в виду размещение на внешнем рынке гособлигаций.

Отметим, что последние 10 лет этот способ привлечения средств широко не использовался. Наученные опытом краха пирамиды государственных краткосрочных облигаций (ГКО) российские власти предпочитали тратить только то, что имеют в наличии. Такая осторожная политика привела к тому, что государственный внешний долг страны упал до 40 миллиардов долларов, что составляет менее 3 процентов от ВВП. Цифра просто мизерная в сравнении с большинством развитых или многими развивающимися странами.

Есть, однако, одно "но". Привлечь внешние средства сейчас чрезвычайно сложно, поскольку инвесторы из-за кризиса побаиваются развивающихся рынков. Привлекательность тех или иных гособлигаций можно оценивать по стоимости страховки к ним (CDS). Цена CDS на Россию весьма высока, что объясняется высоким уровнем корпоративной задолженности, за которую, как считают инвесторы, может взять ответственность государство. Поэтому и разместить облигации будет реально только под весьма высокие проценты.

Таким образом, первый же бюджетный дефицит за последние 10 лет может неожиданно вызвать у России немалые проблемы, в то время как многие государства многие годы живут с расходами, превышающими доходы. Сбываются прогнозы тех, кто считал, что при серьезном кризисе государство будет испытывать трудности с выполнением запланированных обязательств. Дело тут не в консервативной фискальной политике, преимущества которой последние годы нахваливали руководители страны, а в общей слабости экономики, которая своей зависимостью от цен на ресурсы может быстро ликвидировать все преимущества от накопленного валютного "жирка" - каким бы толстым его слой не казался.

Экономика00:0517 сентября

Восточный рывок

Эти страны страдали от советского прошлого. Теперь они спасают экономику Европы