В условиях текущего финансово-экономического кризиса власти начали плавно переходить от попыток руководить кризисными процессами в режиме симптоматического реагирования к стратегическому планированию на более или менее длительный период. Позицию правительства озвучил первый вице-премьер Игорь Шувалов. При этом стало понятно, что согласия между властью и госбанками нет - президент Сбербанка Герман Греф выступил с резкой критикой антикризисных усилий кабинета министров.
Игорь Иванович
О смене экономического курса Игорь Шувалов в закрытом режиме рассказал 4 февраля 2009 года на бизнес-конференции, которую проводила инвесткомпания "Тройка Диалог". Из его речи, пересказанной разными участниками мероприятия, стало очевидно, что государство больше не намерено разбрасываться крупными суммами, как это происходило осенью 2008 года. Теперь тактика будет другой.В частности, основной задачей отныне станет макроэкономическая стабильность, которая во многом будет зависеть от размера дефицита госбюджета, пишет "Независимая газета". Правительство отказалось от идеи довести дефицит бюджета до 10 процентов ВВП, как это планировалось раньше, и будет стараться свести его к нулю. Для этого планируется сократить как текущие расходы, так и бюджетные инвестиции. Кроме того, Шувалов также заявил о необходимости удерживания стабильного курса рубля.
Любопытно, что два дня спустя помощник президента России Аркадий Дворкович заявил, что правительство не будет сокращать расходы бюджета. При этом он отметил, что некоторые расходы будут снижены, а некоторые увеличатся, поэтому в номинальном выражении уменьшения расходов не произойдет. Днем ранее Дворкович сообщил, что дефицит бюджета в 2009 году составит не менее 6,1 процента ВВП, и может превысить указанную цифру.
Следующим приоритетом после стабильности для правительства станет поддержка банковской системы, ради которой власти, по словам Шувалова, готовы пожертвовать "несколько процентов ВВП" на компенсацию потерь финансовых организаций. Средства потребуются на рекапитализацию 50 крупнейших банков, включая частные. Впрочем, частные организации смогут претендовать на финансовую помощь в размере 15 процентов от своего капитала, при условии, что еще 15 процентов внесут их акционеры.
19 января 2009 года министр финансов России Алексей Кудрин объявил, что правительство страны выделило 40 миллиардов долларов на поддержку банковской системы.
12 декабря 2008 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что правительство России зарезервировало для поддержки банковской системы до девяти триллионов рублей. При этом ранее на поддержку банковской отрасли были направлены пять триллионов рублей.
Осенью 2008 года власти России направили на капитализацию банков 950 миллиардов рублей. Большую часть средств получили ВТБ, Сбербанк и Россельхозбанк - 500, 200 и 25 миллиардов рублей соответственно.
Шувалов также добавил, что в перспективе может быть объявлено о дополнительных мерах правительства. "Реальные опасности для банковского сектора возможны в конце второго - начале третьего кварталов", - сказал вице-премьер. При этом правительство отказалось от идеи создания фонда, средства которого могли бы быть направлены на выкуп плохих активов. У страны просто нет ресурсов для управления ими.
Кроме того, правительство России может отказаться от намерения потратить 50 миллиардов долларов на рефинансирование долгов российских компаний и потратить освободившиеся деньги на другие цели. О каких "других целях" идет речь, Шувалов не уточнил. Не исключено, что свободные 39 миллиардов долларов (11 миллиардов долларов ВЭБ уже выдал компаниям в качестве кредитов), будут израсходованы как раз на сохранение стабильности и поддержку банков.
Спасение же российских компаний, очевидно, правительство теперь вообще не рассматривает. "Некоторые меры, объявленные властями, обнародование списка предприятий породили ожидания, что мы будем спасать все предприятия. Всех спасать мы не будем", - вынес приговор Шувалов. По его словам, на поддержку могут рассчитывать только предприятия военно-промышленного комплекса, инфраструктурные монополии и энергетические компании. Все остальные - свободны.
В сентябре-октябре 2008 года Центробанк потратил около 60 миллиардов долларов из международных резервов России, чтобы не допустить резкого снижения курса рубля. С середины ноября Банк России начал плавную девальвацию рубля. В итоге национальная валюта подешевела почти на 40 процентов. 22 января плавная девальвация была прекращена, когда ЦБ установил верхнюю границу бивалютной корзины на уровне 41 рубля. Теперь банк удерживает курс рубля в рамках заданного коридора, используя валютные интервенции и ограничение ликвидности на рынке.
"Никто из предприятий не готов выходить на стадию финансового оздоровления и банкротства, но банкротства не для уничтожения бизнеса, а для реструктуризации. Но это путь, по которому придется пройти", - сказал вице-премьер. Не исключено, что это изречение можно понимать так: Олег Дерипаска, Владимир Потанин и Михаил Прохоров будут вынуждены договариваться с кредиторами самостоятельно. Государство, как предполагалось раньше, в этом участия принимать не будет.
Свое выступление вице-премьер завершил дифирамбами в адрес кризиса, который открыл перед Россией новые возможности по усовершенствованию экономики и более тонкому пониманию макроэкономических процессов. "Я поддерживаю Шувалова - мы должны быть благодарны этому кризису, который поможет нам реструктурировать экономику и обновить производство", - заявил после выступления Шувалова глава "Северстали" Алексей Мордашов.
Герман Оскарович
Присутствовавший на конференции "Тройки Диалог" президент Сбербанка Герман Греф с Шуваловым и Мордашовым не согласился. "Когда ты переломал ноги и руки и попадаешь в больницу, это тоже новая возможность - полежать, поспать. Кризис - это примерно такая же возможность. Или можно быть благодарным кризису за то, что он научил нас адекватности в кризисный период - бьемся, бьемся головой об стену и очень благодарны этой бетонной стене за то, что она заставила нас задуматься. Можно, конечно, быть благодарным любой ситуации, но важна адекватность", - высказал свои размышления глава Сбербанка. Его слова передает Reuters.Со слов Грефа получается, что если правительство России и сделало выводы из текущей кризисной ситуации, то адекватными назвать их довольно трудно. Так, бывший министр экономического развития объявил об отсутствии рабочих механизмов принятия экономических решений в правительстве, которое не располагает долгосрочной программой выхода из кризиса и прибегает к далеко не профессиональным и очень краткосрочным действиям. А между тем, по оценке Грефа, кризис продлится по меньшей мере до 2012 года, и краткосрочные меры только усугубят его.
"Причина кризиса - это избыточная кредитная накачка. Поэтому вливания все новых и новых средств в экономику не приведет к оздоровлению, а только лишь усилит диспропорции и сделает выход из кризиса более тяжелым", - уверен глава Сбербанка. В первую очередь нужно ограничивать вливание средств в банковскую систему, а также минимизировать дефицит бюджета.
26 января Игорь Шувалов провел совещание, на котором был рассмотрен новый вариант бюджета-2009. Согласно ему доходы бюджета составят 6,5 триллиона рублей. Расходы же будут либо на уровне 9,6, либо 9,4 триллиона рублей. Соответственно дефицит бюджета составит 3,1 и 2,9 триллиона рублей, или 7,6 и 7 процента ВВП.
Первый дефицит российского бюджета был зарегистрирован в ноябре 2008 года. Его размер составил 270 миллиардов рублей. В декабре прошлого года этот показатель увеличился уже до 805 миллиардов рублей.
По словам Грефа, в России не существует механизма выработки согласованных с бизнесом решений, что является одним из препятствий для выхода из кризиса. "Глубина погружения чиновников в сферы их регулирования на порядок меньше, чем нужно. Трудно ожидать от них высокого профессионализма, особенно когда не действуют связи с Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей или саморегулируемыми организациями", - уверен Греф.
Если суммировать все высказывания Грефа, получается, что правительству следует разработать долгосрочный план выхода из кризиса, а все краткосрочные действия, включая вливание дополнительной ликвидности, проводить только в рамках долгосрочной стратегии. "Главная задача - это сохранение макроэкономической стабильности, планирование как минимум на три года вперед допустимого дефицита госбюджета с расчетом на собственные ресурсы", - считает глава Сбербанка.
Долгосрочный план должен быть ориентированным в первую очередь на сохранение макроэкономической стабильности и резервов. При этом Греф не уточнил, каким образом можно добиться стабильности, не расходуя резервы. Глава Сбербанка признал, что сохранение стабильности станет для России удачей. "Высокая скорость падения экономики заставляет предположить, что 2010 и 2011 годы будут депрессивными", - добавил бывший министр.
Примечательно, что и Греф говорил о необходимости поддержки банков и платежной функции финансового сектора. Все это нужно для того, чтобы сохранить за банковским сектором возможность кредитования экономики и передачи госкредитов реальному сектору. На первый взгляд совпадающие позиции президента Сбербанка и вице-премьера Шувалова, по-видимому, имеют методологические различия - не зря же Греф делает упор на долгосрочности предлагаемых им мер.
Впрочем, пламенная речь Грефа оставила послевкусие запоздалости и неуместности, ведь все предложенные им меры либо были описаны Шуваловым, либо уже реализуются Центробанком России. Речь идет о макроэкономической стабильности и ограничении ликвидности. Не исключено, что теперешняя критика Грефа стала прорвавшимся застарелым конфликтом с Шуваловым, который всегда очень серьезно корректировал законопроекты, поступавшие в правительство из грефовского ведомства в начале 2000-х годов. Греф даже жаловался тогда: "В аппарат поступает скакун, а выходит оттуда - осел".