На днях председатель комитета по международным делам, обороне и вооруженным силам Сената Франции Жосслен де Роан озвучил прогноз по поводу перспектив европейского военно-транспортного самолета A400M. По мнению политика, если один из самых амбициозных проектов ЕС в области военного авиастроения закроют, производители из США будут доминировать на рынке еще сорок лет. О том, что вопрос прекращения работы над A400M действительно рассматривается, пока никто официально не сообщал. Но сегодня уже ясно - бесславный крах золотой мечты о европейском транспортнике действительно возможен.
Самолет A400M сегодня чем-то напоминает некогда талантливое и многообещающее дитя, в способности которого верили все без исключения, но в итоге жестоко разочаровались. Достаточно сказать, что надежды потенциальных заказчиков были настолько непоколебимы, что еще семь лет назад, когда практическая работа над ним только начиналась, Европейскому аэрокосмическому и оборонному концерну (The European Aeronautic Defence Space Company) удалось "продать" восьми странам почти 200 несуществующих самолетов на сумму в 16 миллиардов долларов. Хотя сейчас их стоимость уже существенно возросла.
Airbus A400M, как тогда предполагалось, должен был заменить американские транспортные самолеты Hercules C-130 и немецко-французские Transall C-160. Первые поставки Франции планировалось начать в 2008 году, затем самолеты должна была получить Турция. Полностью завершить выполнение заказа производитель обещал в 2020 году доставкой продукции в Бельгию. А помимо собственно самолета, Европа также должна была получить около 10 тысяч рабочих мест на заводах Германии, Великобритании, Бельгии, Франции, Португалии и Испании.
Работы над военно-транспортным самолетом от Airbus фактически начались еще в начале 1980-х годов. Первоначально в них даже участвовал главный американский конкурент европейцев - корпорация Lockheed Martin. Правда, в 1989 году она вышла из проекта, заблаговременно переключившись на разработку новой модификации C-130 Hercules - модели C-130J. По каким причинам - неизвестно. То ли американцы изначально поняли, что перспектив у A400M не так много, то ли решили не делить с другими производителями весьма выгодный и удобный рынок. Но, в любом случае, Lockheed Martin от своего решения отнюдь не проиграл.
Германия - 60
Франция - 50
Испания - 27
Великобритания - 25
Турция - 10
Бельгия - 7
Люксембург - 1
ЮАР - 8
Малайзия - 4
Многочисленные европейские государства, решившие вместе создавать самолет, на протяжении многих лет также демонстрировали редкое отсутствие единства в этой работе. В частности, Франция и ФРГ на период с 1997 по 2002 год отказались от государственного финансирования программы, ссылаясь на сокращение бюджета своих оборонных ведомств. В 2004 году также из-за недостаточного финансирования о своем выходе из проекта объявила Италия. В результате количество закупаемых самолетов уменьшилось до 180 машин.
Неевропейские заказчики также внесли свою лепту в расшатывание проекта. Так, 18 июля 2005 года командование ВВС Чили подписало меморандум о взаимопонимании на поставку трех самолетов в период с 2018 по 2022 год. Но позже этот договор также был аннулирован.
Работы над самолетом шли с отставанием от графика, а даты очередных знаменательных событий постоянно переносились. Но в итоге 26 июня 2008 года в испанском городе Сан-Пабло завод компании CASA осуществил официальную церемонию выкатки первого самолета A400M. Событие произошло в присутствии короля Испании Хуана Карлоса I, что уже само по себе говорило о его значимости. Но это, увы, не помогло.
Выкатка состоялась более чем на полгода позже запланированного срока. Основной причиной этой задержки были названы трудности с разработкой нового двигателя TP400-D6 компанией EuroProp International. Как заявили тогда представители EADS, первый полет А400М должен был состояться в сентябре-ноябре 2008 года, хотя ряд зарубежных СМИ называли июль. Ранее он был запланирован на январь 2008 года. Но уже в сентябре европейцы объявили, что это событие перенесено в связи с неготовностью силовой установки.
Как именно шли все это время работы над подготовкой европейского транспортника к первому полету, остается только догадываться. Но в январе 2009 года по его имиджу был нанесен еще один удар - самый сокрушительный за все время существования проекта. В ряде СМИ была опубликована разоблачающая информация о том, что летно-технические характеристики А400М, над которым уже почти три десятилетия трудятся европейские авиастроители, на самом деле не соответствует заявленным требованиям.
В частности, по сообщениям немецкого издания The Financial Times Deutschland , грузоподъемность A400M не превышает 29-30 тонн вместо заявленных 32 тонн. В то же время, согласно данным, указанным на официальном сайте проекта Airbus Military, максимальная грузоподъемность военно-транспортного самолета составляет 37 тонн.
Длина: 45,1 м
Размах крыльев: 42,4 м
Высота: 14,7 м
Грузоподъeмность: 37 т
Вес пустого самолeта: 70 т
Макс. взлетный вес: 141 т
Макс. посадочный вес: 122 т
Макс.количество топлива: 50,5 т
Крейсерская скорость: 780 км/ч
Дальность полета: 9300 км
Практический потолок: 11300 м
Издание также сообщило, что машина оказалась тяжелее на 12 тонн по сравнению с указанными характеристиками. Вместе с тем, производитель утверждал, что максимальный взлетный вес A400M составляет 141 тонну, а его максимальная посадочная масса - 122 тонны. Информация о весе пустого самолета на сайте отсутствует, однако, как сообщают другие источники, она составляет около 70 тонн.
По данным The Financial Times Deutschland, теперь инженерам предстоит пересмотреть летно-технические характеристики самолета. Причем, представители Европейского аэрокосмического и оборонного концерна уже тогда заявили, что поставки первых A400M начнутся примерно на три года позже, не указав при этом точные сроки.
Последнее заявление, судя по всему, окончательно переполнило чашу терпения потенциальных обладателей транспортника. Франция, в частности, призвала других заказчиков A400M и своих партнеров по НАТО - Германию, Великобританию, Испанию, Бельгию, Люксембург и Турцию - оценить последствия задержки поставок этих машин.
Такую позицию вполне можно понять - заказы на поставки перспективных самолетов европейского производства, как это обычно и делается, поступали с учетом многих факторов, включая необходимость плановой замены уже стоящих на вооружении машин. Естественно, такая нерасторопность поставщика, некогда обещавшего выполнить свои обязательства точно и в срок, вынудила некоторые страны обратить внимание на американских конкурентов, которые вовсе не стремились создать нечто принципиально новое, а просто совершенствовали свою продукцию.
Речь, конечно, идет о корпорации Lockheed Martin и уже испытанным годами транспортнике C-130 Hercules. Кстати, это один из немногих самолетов военного назначения, который уже более пятидесяти лет используется страной-производителем.
По иронии судьбы, именно с помощью одной из модификаций C-130 Hercules 17 декабря 2008 года европейские инженеры провели испытания двигателя TP400, который, быть может, когда-нибудь поднимет в небо и многострадальный аэробус. 15-минутный полет был признан успешным. Однако это пока последнее приятное событие, которым порадовали создатели A400M. А пока, судя по официальной информации, двигателю предстоит еще около 50 часов летных тестов, прежде чем он будет признан пригодным к эксплуатации.
Будет ли в нем нужда - совсем другой вопрос. Забившие на днях тревогу французские законодатели уже косвенно дали понять, что не уверены в том, что у A400M вообще есть будущее. В настоящее время, по сообщениям СМИ, начало поставок самолетов перенесено на 2012-2013 годы. Однако, по мнению одного из членов комитета по международным делам, обороне и вооруженным силам Сената Франции, поставки начнутся не раньше 2014-2015 годов, а предсказать, насколько в перспективе увеличится цена панъевропейского транспортника, сейчас вообще невозможно.
Смогут ли европейские заказчики, которые сегодня и так вынуждены пользоваться помощью ВВС США из-за нехватки собственной военно-транспортной авиации, прийти к единой позиции и спасти погибающий проект в далеко непростое кризисное время - сказать сложно. Ведь главное качество, которого традиционно недостает единой Европе, это, как ни парадоксально, единство. Государства ЕС уже много раз на деле доказывали, что в критической ситуации практически каждое из них готово тянуть одеяло на себя в ущерб общим интересам. Не исключено, что так произойдет и на этот раз.
Что же касается Lockheed Martin, то за нее можно только порадоваться. Американская корпорация за полвека продала уже более 2200 своих "Геркулесов" и, не исключено, уже в ближайшее время получит дополнительные заказы от недовольных задержками и неопределенностью участников проекта A400M.
А вот конкурентов у американского производителя на данный момент действительно практически нет. Российские "Илы" и украинские "Аны", несмотря на многие достоинства, из-за которых, как утверждают эксперты, некоторые модификации даже превосходят A400M, за таковых считаться по факту пока не могут. А в то, что какая-либо неамериканская компания сумеет в короткие сроки наладить серийное производство подобных машин, вообще верится слабо.