Новости партнеров

"Семерка" на перекрестке

Французы из Carrefour решили купить "Седьмой континент"

Французская сеть Carrefour, второй по величине ритейлер мира и крупнейший в Европе, предложила купить у российского бизнесмена Александра Занадворова 74,8 процента акций "Седьмого континента". В случае, если сделка не сорвется, Carrefour (в переводе с французского - "перекресток") на крупнейшем в России московском рынке может сравняться по количеству магазинов с российским "Перекрестком".

По данным газеты "Ведомости", Carrefour сейчас ведет переговоры с миноритариями "Седьмого континента" по поводу выкупа их долей в компании, а финальное предложение Занадворову должна сделать в течение месяца. Источники издания сообщили, что французы готовы заплатить за сеть ровно столько, сколько необходимо российскому бизнесмену, чтобы вывести его пакет акций из-под залога Deutsche Bank.

Сейчас эти акции находятся в залоге у Deutsche Bank, поскольку Занадворов задолжал банку 560 миллионов долларов. В ноябре 2008 года бизнесмен уже пытался продать акции сети инвестиционным фондам Baring Vostok Capital Partners и TPG, однако французы, по сведениям издания, смогли предложить лучшие условия сделки. Если источники "Ведомостей" правы, то это действительно так,
ведь капитализация всей "Семерки" на РТС 20 февраля составляла 442,5 миллиона долларов.

Занадворов брал кредит Deutsche Bank на то, чтобы выкупить долю акций "Седьмого континента" у своего партнера, депутата Госдумы Владимира Груздева. Осенью 2008 года стало известно, что Deutsche Bank ведет с Занадворовым переговоры о досрочном погашении кредита. Средства Занадворов попытался занять у госкорпорации ВЭБ, однако в кредите ему было отказано. Своего капитала у Занадворова нет. По данным журнала "Финанс", бизнесмен, который еще в 2008 году занимал 88 место в рейтинге долларовых миллиардеров с 1,15 миллиардами долларов, к февралю 2009 года потерял в рейтинге более 200 позиций и оказался на 308 месте с капиталом в 70 миллионов долларов.

Общий долг "Седьмого континента" на конец 2008 года превышал 400 миллионов долларов. При этом прокредитоваться сети практически негде, поскольку ставки по кредитам слишком высоки. В данных условиях Carrefour может стать для Занадворова палочкой-выручалочкой.

Со второй попытки

Планы выхода на рынки Восточной Европы у Carrefour появились в середине 1990-х. Свой первый супермаркет в Чехии компания открыла в 1996 году, а в Польше - в 1997 году. Однако выходу на российский рынок французам помешал кризис 1998 года.

Почти десять лет спустя, в 2007 году, когда мировая экономика еще была на подъеме, Carrefour зарегистрировала для работы в России ООО "Карфур рус". Тогда даже появились слухи, что французы намерены приобрести компанию Х5, объединяющую сети продуктовых супермаркетов "Пятерочка" и "Перекресток". Сейчас ООО "Карфур рус" только планирует открыть гипермаркеты в Москве и Краснодаре в текущем году, однако от мысли выйти на российский рынок за счет поглощения местного игрока в Carrefour также не отказывались.

К примеру, в 2008 году Carrefour, как и крупнейший ритейлер мира Wal-Mart, претендовала на покупку российской сети гипермаркетов "Лента". Однако владельцы "Ленты" отложили продажу акций, не сумев сойтись в цене с покупателями. У Занадворова, компания которого еще в октябре 2008 года стоила на РТС 1,9 миллиарда долларов, попросту нет возможности торговаться.

Традиционно считается, что Carrefour всегда пытается попасть в тройку крупнейших торговых сетей, а в тех странах, где достичь этой цели невозможно, попросту не начинает свою деятельность. Ориентированность французской сети на внешние рынки подтверждается тем, что она получает более половины своей прибыли за пределами Франции.

Купи-продай

Российский рынок розничной торговли сейчас переживает не лучшие времена, однако иностранцев это не пугает. Для них кризис - хорошая возможность приобрести российские активы по бросовым ценам. В ноябре 2008 года стало известно, что вышеупомянутая Wal-Mart зарегистрировала ООО "ВМ истерн юроп холдингз, ЛЛК", стопроцентную "дочку" в России. Однако по-прежнему неизвестно, будет ли сеть развиваться самостоятельно, либо пойдет по пути французов.

Российские сети от иностранцев также не отстают. Слухи о попытках холдинга X5 Retail Group укрупниться на рынке за счет конкурентов ходят уже давно. Российские СМИ, к примеру, сообщали, что X5, которая принадлежит "Альфа-групп", ведет переговоры о слиянии с ритейлером "Копейка" совладельца "Уралсиба" Николая Цветкова. Впрочем, в "Копейке" эту информацию опровергли, уточнив, что в "активный период кризиса данная сделка лежит за рамками экономической целесообразности".

Новые владельцы активов появляются не только в продуктовом ритейле, но и в других направлениях розничной торговли. К примеру, "Альфа-групп" и сама не прочь инвестировать часть средств в российских ритейлеров, торгующих бытовой техникой и электроникой. По данным газеты "Коммерсант", еще в декабре 2008 года инвестиционное подразделение "Альфа-Групп" сделало "М.Видео" и "Техносиле" предложение о сотрудничестве, предусматривающее выкуп до 25 процентов акций одного из ритейлеров. Впрочем, переговоры ничем не завершились.

У других участников рынка сделки проходят успешнее. К примеру, в феврале Федеральная антимонопольная служба России одобрила ходатайство чешской финансовой корпорации PPF Group на покупку сети "Эльдорадо". Перед этим чехи выдали сети Игоря Яковлева кредит на 500 миллионов долларов для расчета с поставщиками и кредиторами, получив в залог контрольный пакет акций сети.

Еще одна громкая сделка была проведена осенью на рынке сотового ритейла, когда "Евросеть" перешла под контроль сотового оператора "Вымпелком" и бизнесмена Александра Мамута. Покупатели заплатили за все 100 процентов акции компании 1,25 миллиарда долларов с учетом долга в 950 миллионов долларов. Уже через полгода сеть чудесным образом выплатила более 500 миллионов долларов кредиторам, а оставшуюся часть долга реструктурировала. В компании утверждают, что смогли это сделать, удачно оптимизировав бизнес компании.

Те компании, которым это не удалось сделать самостоятельно, равно как и без привлечения инвестора – банкротятся. За последние месяцы о плачевном состоянии таких ритейлеров, как Dixis, "Арбат-Престиж" и "Самохвал" не писал только ленивый.

Экономика15:1319 сентября

Больше, чем игра

Как с помощью геймификации повысить лояльность покупателей
Экономика17:5814 сентября

«Надо сделать профессионализм модным»

Система подготовки в России нерыночная и не способна реагировать на спрос