Стратегии на консолях - явление довольно редкое. Причин тут множество, но самая главная - это контроллеры (геймпады, или, в случае с приставкой от Nintendo, распознающий движения Wii Remote/Nunchuck). Подавляющее большинство игроков считает, что для стратегий гораздо удобнее использовать мышку и клавиатуру. Однако проблемы с управлением не останавливают разработчиков, и раз в полгода-год появляются новые стратегии для консолей. В конце февраля в продажу поступил один из самых разрекламированных подобных проектов для приставки Xbox 360, игра Halo Wars.
Трилогию Halo небезосновательно называют визитной карточкой всего семейства консолей от Microsoft. Как-никак, все три части этого шутера разошлись многомиллионными тиражами и поставили пару рекордов в игровой индустрии (уже, правда, побитых такими проектами как GTA IV или Gears of War 2). В общем, появление "побочных" игр, основанных на вселенной Halo, было довольно предсказуемым. И первым в череде таких проектов стала стратегия в реальном времени (RTS) Halo Wars.
Разработку игры о противостоянии людей, расы поклоняющихся странному культу инопланетян ковенантов и инопланетных же паразитов под названием флад доверили студии Ensemble. Хорошую репутацию в игровой индустрии эта компания заработала как раз на стратегиях - именно в этой студии были созданы некогда популярные игры серии Age of Empires. На этапе разработки Ensemble и Microsoft обещали игрокам, как водится, "невиданное ранее", в частности - масштабные сражения между людьми и инопланетянами. Один из сотрудников Microsoft, рассказывая об игре, с горящими глазами говорил: "Представляешь, тебе дадут управлять толпой мастерчифов! Толпой! И можно будет угонять танки!".
Магия слова "хэйло", конечно, делала свое дело, однако в то, что из Halo Wars получится действительно стоящая игра, верилось слабо. Надежда была почти потеряна, когда Microsoft на фоне глобального финансового кризиса объявила о ликвидации студии Ensemble. Как выяснилось, с качеством Halo Wars это решение было не связано, да и большинство опасений за игру оказались напрасными.
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с Halo Wars - это абсолютное соблюдение канонов дизайна, заложенных разработчиками оригинальных Halo, студией Bungie. И меню, и локации, и сами юниты выглядят так, как будто вы играете в очередную часть шутера. Разница лишь в том, что на происходящее (ну тут уже, естественно, меню ни при чем) вы смотрите с большой высоты. В лучших традициях Halo сделаны саундтрек и озвучка персонажей (последнее не относится к русской локализации, но об этом кошмаре мы расскажем чуть позже). О сюжете, вполне традиционном, можно сказать что-то вроде: "Галактика снова в опасности". Хотя кого интересует сюжет, если можно будет "управлять толпой мастерчифов" и грабить корованы?
Мастер Чиф (Master Chief) - это протагонист трилогии Halo. Киборг, также известный как John-117, или "спартанец", вроде бы "погибает" в конце Halo 3. В ролике, следующем после финальных титров, видно, что на самом деле главный герой выжил, корабль, на котором он передвигался, разбился на незнакомой планете, и Мастер Чиф уснул в криогенной камере, дожидаясь, пока его найдут.
Многие представители профильной прессы уже похвалили Halo Wars за удобное управление. В принципе, ничего революционного и ранее невиданного в нем нет. Подстроившись под особенности геймпадов, в Ensemble решили разместить большинство команд, касающихся как управления базой, так и юнитами, в круглом меню. Выбирать разные опции надо одним из аналоговых джойстиков, и тратить лишнее время на попадание курсором в нужную иконку (как если бы интерфейс был бы взят из компьютерных RTS) не приходится. Однако принципиально новым такой подход назвать нельзя, ведь EA реализовала подобное меню уже как минимум в двух играх, причем довольно старых - С&C3 и C&C3: Kane's Wrath (меню Red Alert 3 не запомнилось вообще, так что его сюда причислять не будем). В любом случае, одну из главных проблем приставочных RTS в Ensemble решить смогли.
Как мы уже писали выше, неоспоримым для любого поклонника Halo достоинством является возможность устроить масштабные баталии с участием знакомых по трилогии персонажей и видов техники. Героические "спартанцы" и злобные ковенанты выглядят великолепно, локации прорисованы, что называется, старательно, а красочные взрывы только добавляют положительных эмоций от знакомства с Halo Wars. На больших телевизорах, правда, заметно, что юниты отбрасывают довольно корявые тени, но общего впечатления от игры это не портит.
Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/halowars/video1', 640, 360, 'player1');<br />
Одиночная кампания с сюжетом о галактической опасности посвящена людям, то есть объединенным силам землян под названием UNSC (в русской версии - что-то вроде ГКЧП). От миссии к миссии игрокам предстоит истреблять инопланетян всеми доступными способами. К сожалению, за ковенантов можно играть только в многопользовательских матчах, а за флад играть нельзя вообще. Судя по всему, скоро Microsoft выпустит дополнительный контент для Halo Wars, и не исключено, что там будет небольшая кампания за инопланетян. Впрочем, это все не более чем предположение.
Сами задания сделаны довольно интересно, однако в итоге все действия сводятся к набившей оскомину формуле "клепаем много-много танков и сносим вон ту вот вражескую базу". Halo Wars тут не первая и не последняя, но как-то это, что называется, притомило. Впрочем, формула шутеров "убей всех" тоже толком не меняется уже лет двадцать, и ничего, всем нравится. Так что, наверное, жаловаться тут не стоит.
Ensemble Studios была основана в 1995 году. Через несколько лет она вошла в состав компании Microsoft. В прошлом году, когда Halo Wars еще находилась в разработке, руководство корпорации решило закрыть студию, сославшись на финансовые причины. В феврале Ensemble официально расформировали, а чуть позже ее бывшие сотрудники объявили об открытии сразу двух новых компаний: Robot Entertainment и Bonfire Studios. Первая, помимо всего прочего, займется поддержкой Halo Wars, а вторая сконцентрируется на принципиально новых проектах. Судьба сериала Age of Empires пока не известна.
Самым главным отличием Halo Wars от других игр жанра является схема строительства базы. Если в большинстве стратегий игрока, по большому счету, в размерах базы не ограничивают, хоть полкарты застрой, Halo Wars накладывает жесткие ограничение на базу. Игроку дается в распоряжение пустая прямоугольная площадка с секторами для строительства. И по ходу игры приходится выбирать между возведением ресурсодобывающего здания или строительством очередного барака, или здания, которое позволит производить усовершенствованных солдат. На этом, собственно, все сложности в развитии и строительстве заканчиваются, и игроку надо просто клепать один за другим юниты, собирать армию, и идти громить врагов. Для тех, кто с жанром толком не знаком или любит игры такого плана - то, что надо. Если же вам по душе стратегии "посерьезнее" - смело проходите мимо, дабы не тратить потом время на гневные записи в блоге о том, как вам не понравилась "эта тупая и примитивная" Halo Wars.
В целом из Halo Wars получилась достойная игра. Не шедевр, но и не склепанная в спешке поделка. Самое главное, что Halo Wars не производит впечатление очередного "проекта по мотивам", в котором разработчики решили, что для успеха достаточно одного лишь громкого названия.
А теперь пару слов об очень неприятном. О том, в каком виде Halo Wars выйдет в России. Судя по ревью-версии, игра будет полностью на русском языке, без возможности выбрать оригинальную озвучку или текст. При этом сама локализация настолько чудовищна, что наше первое знакомство с игрой завершилось спустя 15 минут звонком в Microsoft с просьбой прислать английскую версию. Впрочем, в том же Microsoft нас заверили, что в версии Halo Wars, которая поступит в продажу, будет возможность выбрать английский язык. Хочется надеяться, что это правда.
Дополнение от 27.02.2009: увы, ни настройки языка, ни настройки региона консоли не влияют на финальную версию Halo Wars. Так что придется "наслаждаться" локализацией.