В Париже вечером 25 февраля 2009 года завершился трехдневный аукцион, на котором были проданы произведения искусства и мебель, принадлежавшие покойному кутюрье Иву Сен-Лорану и его партнеру Пьеру Берже. Итоги торгов - 374,4 миллиона евро или 477 миллионов долларов - удивили всех. Ведь коллекция была выставлена на продажу летом 2008 года, еще до кризиса, и к началу 2009-го никто не рассчитывал на ажиотаж: по предварительным оценкам, аукцион должен был принести 200-300 миллионов евро.
Накануне аукциона дом Christie's реконструировал интерьеры квартиры кутюрье в здании Гран-Пале. Выставку за три дня посетили более 30 тысяч человек, многие из них проводили в очереди по пять часов, чтобы посмотреть на удивительное обиталище Сен-Лорана. Каждая из шести аукционных сессий собирала по полторы тысячи коллекционеров. Среди высокопоставленных гостей, судя по репортажам агентства Bloomberg и газеты The Independent, были замечены Роман Абрамович, Ларри Гагосян, Франсуа Пино, Бьянка Джаггер.
Сандра Недвецкая, директор Christie's по России и СНГ, в интервью Ленте.ру сказала, что таких торгов на ее памяти не было никогда, и вряд ли что-то подобное случится на арт-рынке в ближайшее время. Каждый второй лот, по словам госпожи Недвецкой, вызывал ажиотаж. Всего на торги было выставлено 730 лотов, и более 90 процентов из них удалось продать. Самая длинная сессия продолжалась девять часов, что по меркам даже самых успешных аукционов очень много. Самая ожесточенная борьба между коллекционерами развернулась за кресло с драконами: этот предмет мебели в стиле ар-деко в конце концов ушел с молотка за 21,9 миллиона евро (28,3 миллиона долларов).
- Анри Матисс "Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах": 46,5
- Константин Бранкузи "Портрет мадам Л.Р.: 37,8
- Эйлин Грей "Кресло, украшенное драконами": 28,3
- Пит Мондриан "Композиция в синем, красном, желтом и черном": 27,9
- Бронзовая скульптура, изображающая голову крысы: 20,4
- Бронзовая скульптура, изображающая голову кролика: 20,4
- Пит Мондриан "Композиция с решеткой": 18,6
- Фернан Леже "Чашка чая": 14,9
- Джорджо де Кирико "Возвращающийся": 14,3
- Теодор Жерико "Портрет Альфреда и Элизабет Дедре": 11,7
В итоговом пресс-релизе Christie's говорится, что трехдневные торги оказались самыми крупными в Европе, и на них были установлены мировой рекорд на частную коллекцию, мировой рекорд на самую значимую коллекцию импрессионистов и модернистов, рекорд на торги изделиями из серебра, мировой ценовой рекорд на частную коллекцию декоративно-прикладного искусства XX века, мировой рекорд на самое дорогое произведение декоративно-прикладного искусства XX века (упомянутое выше кресло работы Эйлин Грей). В этом перечне самого-самого приводятся две цифры: 16 лотов были проданы более, чем за пять миллионов евро каждый, а 61 лот ушел с молока более чем за миллион евро.
Успеху торгов способствовали и качество коллекции, и имя ее владельца. Покойный Ив Сен-Лоран был эрудированным знатоком и энергичным собирателем, не ограничивавшим себя каким-то одним направлением или стилем. Помимо разнообразия экспонатов его коллекция удивляла экспертов своим эталонным состоянием.
То обстоятельство, что аукцион проходил в Париже, и что в Гран-Пале можно было видеть подлинные интерьеры, тоже сыграло свою роль. Сандра Недвецкая убеждена в том, что если бы аукцион состоялся в Лондоне или в Нью-Йорке, то столь лояльную и терпеливую аудиторию, какая собиралась перед Гран-Пале, увидеть бы не удалось: это был праздник всего французского, дань уважения идолу высокой моды Иву Сен-Лорану.
Накануне торгов в Гран-Пале побывал президент Франции Николя Саркози, что добавило веса происходящему. Как пишет The New York Times, из рук Пьера Берже он принял дорогой подарок - написанный в 1791 году детский портрет кисти Гойи.
Два предмета в коллекции - бронзовые головы крысы и кролика XVIII века - вызывали интерес особого рода: китайские власти пытались блокировать их продажу. Эти скульптуры были похищены в середине XIX века европейцами, а потому, по мнению официального Пекина, должны быть возвращены в Китай. Однако усилий юристов и консорциума коллекционеров не хватило, чтобы выкупить скульптуры до начала торгов, и они ушли с молотка за 15,8 миллиона евро каждая.
Государственное бюро по вопросам культурного наследия КНР заявило в четверг, 26 февраля, что сделка ухудшит отношения между домом Christie's и Китаем. Примечательно, что накануне аукциона Пьер Берже сказал, что готов передать КНР скульптуры при условии, что китайцы будут соблюдать права человека в Тибете и примут Далай-ламу. Представитель китайского МИДа Ма Чжаосюй ответил в таком духе: мол, смешно думать, что права китайского народа на культурное наследие можно ущемлять под предлогом соблюдения прав человека. Впрочем, это был, пожалуй, единственный эпизод в череде аукционных дней, который трудно счесть частью большого праздника.
Все свидетели торгов сходятся в том, что это был аукцион века, которому не помешал даже глобальный кризис.