В пятницу Белый дом опубликовал выступление Барака Обамы, приуроченное к Наврузу - древнему иранскому празднику весеннего равноденствия. Хотя Навруз отмечают различные иранские, тюркские и кавказские народы, своим главным адресатом президент США назвал народ и правительство Исламской Республики Иран. В очередной раз речь пошла о пересмотре американо-иранских отношений, которые с момента исламской революции 1979 года далеки от дружелюбия.
Навруз, или Ноуруз, - это первый день иранского календаря, и Обама сравнил его с праздниками американцев. По словам американского президента, семейные встречи, обмен подарками и праздничные беседы, а также "обновление" надежд на благополучное будущее в праздничные дни - это те общие проявления человечности, которые способны объединить американцев и иранцев. Потому именно Навруз, приносящий жителям Ирана новые надежды и новый год, Обама избрал для разъяснения своей позиции. Еще до вступления на президентский пост он говорил о необходимости нового подхода к Ирану, отличного от бескомпромиссного курса Джорджа Буша, и теперь перемены предложены иранцам напрямую.
Новый подход заключается в дипломатическом решении разногласий между двумя странами и развитии конструктивных отношений - как двухсторонних, так и многосторонних. "Соединенные Штаты хотят, чтобы Исламская Республика Иран заняла свое законное место в сообществе государств. У вас есть на это место право, но оно влечет за собой реальные обязательства. Это место можно занять не с помощью террора и оружия, а с помощью мирных действий, демонстрирующих истинное величие иранского народа и цивилизации. И мерой этого величия служит не способность разрушать, а подтвержденная на деле способность строить и созидать", - сказано в обращении Обамы. Короче говоря, Вашингтон готов идти на компромисс, но настойчиво требует от Тегерана встречных шагов.
Ответ с иранской стороны не заставил себя ждать. Представитель президента Махмуда Ахмадинеджада в пятницу приветствовал выступление Обамы, но подчеркнул, что смена американского курса должна быть подкреплена признанием допущенных прежде ошибок. Тегеран в принципе не прочь повернуться к американскому президенту лицом, но только если тот не ограничится благожелательной риторикой и начнет действовать. В том же ключе, но более жестко, высказался высший духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. "Они говорят, что протянули Ирану руку. Но что это за рука? Если протянутая рука под бархатной перчаткой сделана из каленого железа, всякий благой смысл теряется", - заявил аятолла. Он указал, что несмотря на все "новые подходы" Соединенные Штаты продолжают обвинять Иран в поддержке терроризма и стремлении создать ядерное оружие, и на основании этих обвинений Обама в марте продлил действие экономических санкций в отношении Тегерана. При этом Хаменеи подчеркнул, что в случае реального, а не декларативного изменения в подходе США к Ирану, Иран также поменяет свою позицию.
Наряду с ядерной программой Тегерана, основной источник американских претензий к Тегерану - поддержка арабских сил в ближневосточном конфликте. Неслучайно с комментарием к речи Обамы выступил, в числе прочих, лидер радикального движения ХАМАС Халед Машаль. Он, как и руководство Ирана, призвал Америку не ограничиваться красивыми словами и на деле изменить свой курс на "большом Ближнем Востоке". Иран считается одним из главных спонсоров ХАМАСа, и всем памятны агрессивные выступления Ахмадинеджада, так что благожелательные жесты Обамы в отношении Тегерана вызывают понятное беспокойство в Израиле. Неслучайным выглядит тот факт, что через пару дней после американского президента с поздравительным посланием к иранцам обратился его израильский коллега Шимон Перес. Президент Израиля в чем-то повторил слова Обамы, однако при этом выразил надежду, что Иран сможет избавиться от своей нынешней власти, проповедующей ненависть и нетерпимость, и лишь после этого иранский и израильский народы заживут в долгожданном мире.
Вопрос о смене иранского руководства особенно актуален в преддверии президентских выборов, которые состоятся в июне. Ахмадинеджад намерен с благословения духовенства добиваться переизбрания, однако соперничать с ним собрались уже несколько политиков-реформистов, в том числе бывший премьер Мир Хоссейн Мусави, заручившийся поддержкой экс-президента Мохаммада Хатами. По всей видимости, от исхода этих выборов зависит, каким образом воплотятся в жизнь обещанные перемены в американо-иранских отношениях. Пока же администрация Обамы продолжает демонстрировать открытость - ранее в марте Иран был приглашен на международную конференцию по афганскому урегулированию, - но с кардинальной сменой курса не торопится.