ВВП упал, ВВП пропал Минэкономики утроит прогноз по спаду ВВП в 2009 году

Минэкономики готовится пересмотреть прогноз по росту валового внутреннего продукта (ВВП) на 2009 год. Точной цифры чиновники не назвали, но она будет близка к прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), который ожидает сокращения данного показателя по России на 6 процентов. Ранее в Минэкономики ожидали падения ВВП на 2,2 процента. В полку пессимистов, который возглавляет Минфин, прибыло.

Правительство уже отреагировало на неутешительные цифры. Владимир Путин попросил ЦБ снизить ставку рефинансирования, на которую ориентируются банки, выдавая столь необходимые реальному сектору экономики кредиты. ЦБ прислушался и повиновался, но в Минэкономики полагают, что снижения ставки будет недостаточно. Экономике страны грозит и другая опасность - сокращение экономически активного населения. Это может подорвать скорое восстановление экономики России.

Гораздо ниже плинтуса

Минэкономразвития уже во второй раз меняет оценку по изменению ВВП за 2009 год. Изначально официальный прогноз предусматривал рост ВВП на 2,4 процента, затем он был пересмотрен. Сначала в Минэкономики заявили, что ВВП в 2009 году сократится на 2,2 процента. Эта оценка легла в основу пересмотренного правительством бюджета на 2009 год. Теперь чиновники ожидают еще большего падения, а бюджет, выходит, опять получился нереалистичным.

Рассказать о падении ВВП россиянам в правительстве доверили заместителю министра экономического развития России Андрею Клепачу. Каждое его сольное выступление уже традиционно приносит "плохие" известия. Клепач, к примеру, первым заявил о начале рецессии в экономике России.

ВВП, являясь базовым индикатором экономического роста государства, оценивает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства. Многолетний рост ВВП России свидетельствовал об устойчивом развитии экономики страны, поэтому данные, которые были озвучены накануне чиновниками Минэкономики, свидетельствуют об ухудшении экономического благосостояния государства.

Вот и 23 апреля чиновник не сообщил ничего хорошего. По его словам, падение ВВП России в первом квартале 2009 года по сравнению с тем же периодом прошлого года составило 9,5 процента. Второй квартал также не принесет хороших известий. По прогнозам Минэкономразвития, в эти месяцы ВВП сократится на 8,7-10 процентов. Ну и самую главную новость прошлого дня также озвучил Клепач: Минэкономразвития приступило к пересмотру своего прогноза годового ВВП в сторону ухудшения.

По итогам 2009 года падение ВВП России, по расчетам МВФ, может составить 6 процентов. Сильнее в СНГ, по оценке фонда, ВВП упадет только на Украине. Клепач считает оценку МВФ "достаточно реалистичной".

Интересно, что правительство России ранее не было согласно даже с более умеренным прогнозом Всемирного банка, по которому ВВП страны в 2009 году сократится на 4,5 процента. В частности, первый вице-премьер Игорь Шувалов, который отвечает за антикризисные меры правительства, назвал прогноз международной организации "очень пессимистичным сценарием для России".

Впрочем вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, главный пессимист в российском правительстве, еще в начале апреля заявлял, что ВВП России в первом квартале 2009 года упал более чем на семь процентов. По словам Кудрина, пересмотр оценки падения ВВП связан с тем, что общая ситуация в России и мире оказалась хуже, чем предполагалось ранее. Точной цифры падения ВВП в первом квартале Кудрин не привел, однако его оценка разошлась с прогнозом Минэкономики, представители которого ранее предсказывали падение ВВП в первом квартале в 7 процентов.

Единственная позитивная новость, которую озвучил накануне Клепач, заключается в том, что Минэкономразвития уже пересмотрело прогноз по цене на нефть в 2009 году. В сторону повышения. По мнению чиновников, стоимость нефти в текущем году составит не 41, а 45 долларов за баррель. Здесь опять стоит помянуть принятый правительством бюджет, который пересчитали исходя из оценки в 41 доллар за баррель, хотя первоначально Минэкономики давало прогноз по среднегодовой цене на нефть в 95 долларов за баррель. Лишние 4 доллара по сравнению с потерянными 50 - пустячок, но пустячок приятный.

Стоит отметить, что, по мнению руководителя Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, которое она высказала в конце февраля, экономика страны может вырасти только при условии, что мировые цены на нефть будут выше 50 долларов за баррель. При этом еще 23 марта Клепач утверждал, что Минэкономразвития не намерено повышать прогноз по цене на нефть в 2009 году из-за увеличения ее стоимости на мировом рынке. Однако 23 апреля чиновник сам опроверг свои же слова.

О кредит, где ты?

Отрицательную динамику ВВП в Минэкономики связывают в первую очередь с сокращением инвестиций в промышленность, которые уменьшились на 18 процентов, а также со снижением розничной торговли на 1,1 процента. При этом Клепач отметил, что, поскольку поправки в бюджет были приняты в апреле, то реальное финансирование инфраструктурных проектов также начнется лишь в этом месяце.

Андрей Клепач. Фото с сайта perm.ru

Андрей Клепач. Фото с сайта perm.ru

Lenta.ru

Нормализовать ситуацию с инвестициями чиновники надеялись за счет роста кредитования банками реального сектора экономики, однако надеялись, как выясняется теперь, зря. Клепач признал, что поддержка банковской системы, хотя и стабилизировала положение самого банковского сектора, однако не привела к распределению средств в экономику через ссуды. Чиновник отметил, что кредиты населению снижаются с октября 2008 года, а кредиты предприятиям - с ноября 2008 года. По прогнозу Клепача, банковское кредитование в 2009 году вырастет на 7-8 процентов вместо предыдущей оценки в 10-13 процентов.

Замминистра позволил себе немного оптимизма, заявив, что во втором квартале экономике России суждено выйти из состояния "грогги". Во-первых, уже во втором квартале начнут расти бюджетные расходы, а во-вторых, чиновник ожидает увеличения кредитования. По мнению Минэкономики, кредит вряд ли станет доступнее в апреле-мае, но во втором полугодии ситуация может измениться.

Если расходы государства и вырастут, то надежда Клепача на улучшение ситуации с кредитом выглядит странно. Похоже, чиновник и сам это понимает. Об этом свидетельствуют, в частности, его слова относительно комедии "ставка рефинансирования", которую на неделе разыграли Банк России и премьер-министр Владимир Путин

22 апреля Путин на совещании, участие в котором принял и глава Центробанка Сергей Игнатьев, заявил, что замедление инфляции в России позволяет Центральному банку снизить ставку рефинансирования, чтобы сократить стоимость денег для кредитных организаций. "Да, Сергей Михайлович?", - спросил Путин у Игнатьева. Сергей Михайлович кивнул в ответ, и ЦБ уже на следующий день снизил ставку на 50 базисных пунктов - с 13 до 12,5 процента годовых. Этого решения от Банка России ожидали только в мае.

Поспешное решение ЦБ можно расценить как сигнал банкам о том, что ЦБ переходит на политику понижения ставок. Однако будет ли это реальной мерой, которая повлияет на кредитный рынок, - большой вопрос. Ранее Путин заявил, что российские банки, получающие помощь от государства, должны кредитовать предприятия и граждан в объеме госпомощи по конечной ставке не выше 16 процентов годовых - ставка ЦБ плюс 3 процента. Теперь речь идет уже о 15 процентах, однако и это много. По мнению Клепача, незначительное снижение ставки ЦБ вообще не повлияет на ситуацию в экономике. "Пока кредиты выдаются под 15-16 процентов и выше, нормального роста кредитования не будет", - заявил замминистра.

Первый шаг к более мягкому денежному регулированию ЦБ сделал в самый разгар полемики о грядущей второй волне банковского кризиса в России. Осенью в разгар кризиса ликвидности регулятор провел российские банки сквозь первую волну относительно успешно. Считается, что новая волна кризиса, если она действительно будет, произойдет из-за резкого роста просрочки по долгам российских предприятий. По данным ЦБ на 1 марта 2009 года, она не превышала отметки 3,1 процента от общего объема кредитов. К концу года просроченная задолженность юридических и физических лиц, по прогнозу ЦБ, составит около 10 процентов. При этом в Минфине считают, что эта отметка уже пройдена, так как банки стараются скрыть реальные объемы просрочки от ЦБ.

В случае, если Банк России пойдет на значительное снижение ставки, это будет означать стимулирование банковской сферы на выдачу кредитов реальному сектору. Впрочем, решение в данном случае для чиновников не будет простым. Без роста банковского кредитования не будет роста ВВП, но принудительное увеличение кредитования экономики может привести к дальнейшему увеличению просрочки и, как результат, к коллапсу всей банковской системы, что еще хуже. При этом без давления банки вовсе прекратят кредитование экономики, поскольку уровень доверия к заемщикам у банкиров сейчас крайне низок.

В правительстве это понимают, поэтому пока действия чиновников скорее влияют на сокращение кредита. Ранее российские СМИ уже сообщили, что чиновники могут отменить требование к системообразующим госбанкам (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк) наращивать кредитный портфель компаниям минимум на 2 процента в месяц, поскольку из-за давления со стороны чиновников у этих кредитных организаций растет просрочка по кредитам. Напомним, что директиву госбанкам по увеличению объема кредитов чиновники дали в конце 2008 года. Директиву написали из-за того, что банкиры неохотно кредитовали реальный сектор экономики, хотя сами получили на эти цели средства от правительства.

Депрессивное состояние

В 2009 году МВФ ожидает, что ВВП России вновь начнет расти. На скромные 0,5 процента. Однако даже этой цифры достичь будет сложно из-за сокращения другого макроэкономического показателя - численности экономически активного населения в России.

Накануне глава Росстата Владимир Соколин заявил, что основной проблемой российского рынка труда, которая может помешать скорому выходу России из кризиса, является дефицит рабочей силы в стране. Ранее это сокращение возмещалось за счет миграции, однако сейчас мигранты стали уходить из российской экономики. Таким образом, как только начнется выход из кризиса, Россия столкнется с дефицитом рабочей силы.

Компенсировать спад можно за счет нового притока мигрантов, другой путь - перестройка неэффективной структуры занятости в стране. Но тут и возникают основные трудности. Миграционную политику России язык вряд ли повернется назвать сколько-нибудь приличной, а перестройка структуры занятости, конечной целью которой должно стать повышение производительности труда, обернется неподъемной задачей для российской власти, которая ранее этим вопросом фактически не занималась.

В апреле московский офис консалтинговой компании McKinsey опубликовал данные исследования по росту российской экономики после завершения кризиса. По мнению консультантов, в экономике есть серьезные резервы для дальнейшего роста производительности труда, несмотря на увеличение этого показателя с 1999 года в 1,7 раза. Модель же, обеспечивавшая до 2009 года рост в экономике РФ, по мнению McKinsey, исчерпала все ресурсы, ее поддерживающие.

Короче говоря, чиновникам и бизнесу необходимо обратить внимания на эту проблему и решать ее. Причем делать это надо быстро. В противном случае фетиш увеличения ВВП, который некогда поднял на знамена своей экономической политики Владимир Путин, останется на ближайшие десятилетия недостижимым миражом.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше