В конце апреля 2009 года в истории японского флота произошло важное событие - парламентарии страны впервые после окончания Второй мировой войны одобрили законопроект, позволяющий некоторым кораблям вступать в бой с противником не только для самообороны или защиты интересов государства, но и в других случаях. Японским морякам теперь разрешается открывать огонь по пиратам для защиты иностранных судов. Правда, с некоторыми оговорками - пойти на такой шаг они имеют право только в качестве последнего средства, после всех соответствующих предупреждений, а стрелять им позволено не по людям, а только по корпусам судов.
Нарушить многолетнюю незыблемую традицию японцев заставили сомалийские пираты, в борьбу с которыми в районе Африканского рога вступили корабли ВМС более 25 государств. По данным CNN, с марта 2009 года в международной операции участвуют два японских военных корабля - эсминец "Сазанами" проекта Takanami и фрегат "Самидаре" проекта Murasame. Корабли водоизмещением 4650 тонн и 4550 тонн соответственно вооружены ракетами класса "корабль-корабль" Mitsubishi Type 90, американскими ракетами RIM-162 Sea Sparrow, торпедами, пулеметами и другими образцами оружия.
В борьбе с пиратами Токио заинтересован напрямую. В прошлом году морские разбойники атаковали более десяти судов Японии, а в этом нападению подверглось грузовое судно "Джезмин Эйс", следовавшее в порт кенийского города Момбаса. Захвата корабля удалось избежать без вмешательства военных.
При этом участие японцев в борьбе с флибустьерами при условии строгих ограничений, позволявших им открывать огонь лишь для самообороны, защиты японских грузов, граждан или судов под национальным флагом, по сути теряло всякий смысл. Согласно статистике международной операции у берегов Сомали, экипажи ВМС разных стран очень редко вступают в бой с пиратами для защиты судов своей страны - на помощь подвергшемуся нападению экипажу приходят те, кто оказался поблизости, - в основном корабли ВМС других государств.
Теперь японцы получили право открывать огонь по пиратским катерам, хотя еще до принятия законопроекта, по словам министра обороны Японии Ясукадзы Хамады, они трижды помогали иностранным судам. Правда, огонь японцы не открывали, зато смогли эффективно припугнуть разбойников с помощью громкоговорителей и вертолетов.
Одним из главных сторонников послабления, как отмечают в печати, стал недавно избранный премьер-министр страны Таро Асо. По его мнению, поддержание безопасности и порядка в мировом океане является критическим для Японии - островного государства, ведущего активную торговлю с другими странами. Безопасность морского судоходства является одним из главных приоритетов для Токио.
Современное японское законодательство неспроста называют "пацифистским", и нынешние небольшие послабления, в принципе, не меняют его в глобальном масштабе. Сама концепция существования японского военного флота подразумевает его использование лишь для защиты интересов страны, а боевые корабли преимущественно комплектуются оборонительным вооружением. Называется японский флот также весьма нестандартно, по сравнению с другими аналогичными структурами - Силы морской самообороны Японии (Japan Maritime Self-Defense Force).
Сегодня, согласно открытым данным, в составе флота Страны восходящего солнца насчитывается около 46 тысяч военнослужащих. На его вооружении стоят около 120 боевых кораблей, включая 20 подводных лодок, 53 эсминца и фрегата, 29 минных тральщиков, девять патрульных и столько же десантных кораблей.
Кроме этого, японский флот обладает 135 вертолетами и 179 самолетами. К наиболее массовым образцам боевой авиации можно отнести вертолеты SH-60J, являющиеся модификацией американского SH-60B/F Seahawk производства Mitsubishi, а также морские патрульные самолеты P-3 Orion сборки компании Kawasaki.
Силы морской самообороны являются наследником Императорского японского военно-морского флота (Imperial Japanese Navy), который вплоть до середины 1940-х годов считался одним из сильнейших в мире. Его формирование началось в 1868 году, хотя до 1872 года флот официально оставался частью армии. К началу Второй Мировой войны военный флот Токио насчитывал почти 300 тысяч человек, большое количество кораблей, самолетов, а также подводных лодок.
В его составе было самое большое количество авианосцев, включая шесть тяжелых и четыре легких. Самый первый из них, построенный в 1922 году, имел водоизмещение около 10 тысяч тонн, а наиболее крупный, "Акаги", - 42 тысячи тонн. Этот авианосец, проектировавшийся в качестве линейного крейсера, мог нести до 60 самолетов.
Именно "Акаги" в свое время возглавил знаменитый рейд на американский порт Перл-Харбор. В составе флота из 33 кораблей было еще пять авианосцев - "Кага", "Хирю", "Секаку", "Сорю" и "Дзюйкаку". На их палубах находилось более 400 самолетов, включая истребители Zero, бомбардировщики Val и Kate.
Поражение Токио во Второй Мировой войне похоронило и военную мощь страны, основу которой составлял именно флот. Большинство кораблей были списаны и пущены на металлолом или использованы в качестве условных целей в учениях стран победившей коалиции. Конституция 1947 года установила в стране не только новую политическую систему, но и определила новый, оборонительный статус вооруженных сил государства, которые получили наименование Силы самообороны Японии (Japan Self-Defense Forces).
В соответствии со статьей 9 новой конституции, японцы фактически отказались от применения вооруженных сил для решения международных споров. Основным их предназначением стала оборона государства. Первыми кораблями вновь сформированных Сил морской самообороны Японии стали бывшие эсминцы ВМС США, переданные под контроль Токио в 1954 году. А в 1956 году японцы построили свой первый боевой корабль, положивший начало новому японскому флоту.
Интересно, что за все это время военные моряки Страны восходящего солнца лишь один раз применили оружие, потопив северокорейские шпионские суда в 1999 году. Впрочем, во время "холодной войны" Токио отчасти оказывал поддержку США в противостоянии с СССР и его союзниками, а на территории страны и сегодня находятся американские военные базы. В остальном же японский флот и сегодня остается сугубо пацифистской структурой. Ну, или с некоторыми исключениями.