Новости партнеров

Четвертый государственный

"Связьинвест" решил стать лидером на рынке телекоммуникаций

Правительственная комиссия по транспорту и связи России одобрила концепцию реформирования государственного телекоммуникационного холдинга "Связьинвест", предполагающую создание единой операционной компании. Как следствие, в ближайшие полтора-три года может появиться крупнейший оператор на рынке фиксированной связи и широкополосного доступа в интернет. При этом "большая тройка" российских сотовых компаний может превратиться в "большую четверку".

План "А"

Концепция реформирования холдинга "Связьинвест", одобренная в конце мая 2009 года, предполагает создание крупного государственного оператора сотовой связи. Согласно документу, разработкой которого занимались компании Roland Berger и McKinsey, а также швейцарский банк UBS, "Связьинвест" должен будет либо купить контрольный пакет акций одного из операторов "большой тройки" (МТС, "Вымпелком", "Мегафон"), либо создать четвертого игрока на рынке.

Следует отметить, что покупка контроля в одном из действующих крупнейших операторов связи может оказаться сложной задачей для "Связьинвеста", чистая прибыль которого в 2008 году составила, по предварительным данным, 27 миллиардов рублей. Ведь госхолдингу придется искать не только деньги для осуществления сделок, но также договариваться о покупке с крупнейшими акционерами компаний.

Если государство захочет выкупить контрольный пакет МТС, ему придется договариваться о сделке с холдингом АФК "Система", которому принадлежит 53,1 процента сотового оператора. Сложность заключается еще и в том, что МТС уже подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России заявку на покупку 100 процентов акций "Комстар-ОТС", в котором АФК "Система" сейчас принадлежит 50,9 процента акций. "Комстар-ОТС" контролирует 25 процентов минус одна акция "Связьинвеста". Таким образом, когда сделка по консолидации активов "Системы" будет завершена, МТС сам станет одним из собственников "Связьинвеста". Правда, здесь не следует забывать, что "Связьинвест" также претендует на покупку "Комстара".

Если же говорить о "Мегафоне", то и здесь государство может столкнуться с определенными трудностями поскольку единого держателя контрольного пакета у "Мегафона" нет. Крупнейшим акционером сотовой компании является шведский сотовый оператор TeliaSonera, контролирующий 35,6 процента акций компании. Еще 31,3 процента акций принадлежит "Телекоминвесту", 26-процентная доля в котором также находится под контролем TeliaSonera. Остальные ценные бумаги распределены между "Альфа-групп" и фондом IPOC. Ни один из акционеров "Мегафона" о готовности продать свою долю пока не заявил.

Единственным оператором, доля в котором может достаться "Связьинвесту", является "Вымпелком" (торговая марка "Билайн"). При этом акции, которые теоретически может выкупить государственный холдинг, составляют лишь блокпакет, а не контрольный пакет "Вымпелкома". Речь идет о 29,9 процента акций, принадлежащих норвежскому оператору Telenor, которые в середине марта 2009 года были арестованы по иску миноритарного акционера "Билайна". Этот пакет акций может быть выставлен Федеральной службой судебных приставов на продажу. Стоимость 29,9 процента акций "Вымпелкома" оценивается в 1,8 миллиарда долларов.

Даже если государству и удастся получить во владение 29,9 процента "Вымпелкома", ему все равно нужно будет увеличить свою долю до контрольных 50 процентов плюс одна акция. Для этого "Связьинвесту" необходимо будет либо выкупить часть 24,3 процента акций "Вымпелкома", торгующихся на Нью-йоркской фондовой бирже, либо купить ценные бумаги у Altimo (управляет телекоммуникационными активами "Альфа-Групп"), которой принадлежит 44 процента оператора. Последняя о готовности продавать акции также пока не заявляла.

План "Б"

Второй вариант создания государственного сотового оператора предусматривает консолидацию дочерних компаний "Связьинвеста". Тем не менее, чтобы занять сколь-нибудь существенную долю рынка сотовой связи, "Связьинвесту" все равно придется тратить деньги на покупку региональных операторов. Правда, в этом случае речь может идти о суммах на порядок меньше, чем могли бы потребоваться на покупку контроля в одном из операторов "большой тройки".

В любом случае, прыгнуть выше головы "Связьинвесту" вряд ли удастся. Дело в том, что МТС, по данным на 1 января 2009 года, контролировал 34,2 процента российского рынка сотовой связи, еще 25,6 процента находилось под контролем "Вымпелкома", 23 процента - под контролем "Мегафона". Остальные 17,2 процента распределены между региональными сотовыми операторами.

Понятно, что рассчитывать на все 17 процентов "Связьинвесту" не приходится, даже если учесть, что часть региональных операторов принадлежит госхолдингу посредством "дочек". Среди дочерних компаний "Связьинвеста", занимающихся сотовой связью, - "ВолгаТелеком", "Дальсвязь", "Сибирьтелеком", "Уралсвязьинформ" и "ЦентрТелеком". Им принадлежат такие операторы сотовой связи, как "Акос", "Саратов Мобайл", "Татинком-Т", "Чувашия Мобайл", "Оренбург-GSM", "Енисейтелеком", UTel и другие.

Однако следует учитывать, что помимо "связьинвестовских" операторов на территории России функционируют и другие сотовые компании, занимающие в некоторых регионах доминирующее положение. Из десятка-двух можно выделить таких крупных операторов, как Tele2 (подконтрольный шведскому Tele2), СМАРТС, "БайкалВестКом", "Мотив", "Новая телефонная компания".

Создание оператора сотовой связи на базе имеющихся активов является, пожалуй, наиболее быстрым и выгодным для "Связьинвеста" способом, однако в этом случае конкурировать с операторами "большой тройки" не получится. Зато за счет консолидации активов "Связьинвест" сможет занять доминирующее положение на региональном рынке сотовой связи, причем стать монополистом в некоторых регионах.

Определенный смысл в этом есть - развиваться в той нише, которая еще относительно свободна. Ведь значительная часть российских абонентов МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона" сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и ближних областях. Кроме того, от регионального развития "Связьинвест" может получить и выгоду - благодаря тому, что его сотовые "дочки" входят в так называемую Ассоциацию-800. Роуминг между компаниями ассоциации, в которой значится подавляющее большинство региональных операторов, является льготным.

Единая стратегия

Глобальная стратегия реформирования "Связьинвеста", рассчитанная на 1,5-3 года, предусматривает консолидацию активов "Ростелекома", "Центртелекома" и "Центрального телеграфа" в Москве. При этом не исключается возможность покупки нескольких столичных активов. Таким образом, доля госхолдинга на московском телекоммуникационном рынке значительно возрастет. По словам генерального директора "Связьинвеста" Евгения Юрченко, планируется увеличение доли компании на рынке до 40 процентов.

Существует и второй вариант развития "Связьинвеста", в котором "Ростелекому" также отводится первое место. На базе "Ростелекома" может быть создан холдинг, который займется выкупом акций межрегиональных компаний связи (МРК). Этот вариант является довольно сложным, поскольку в этом случае государству необходимо будет предложить миноритариям МРК продать их доли. Учитывая кризис, из-за которого акции "дочек" "Связьинвеста" значительно подешевели, миноритарии на сделку вряд ли согласятся, ожидая лучших времен.

Однако государство может предложить конвертировать акции миноритариев МРК в ценные бумаги "Ростелекома", что может стать решением задачи. Тем не менее, исходя из того, что государство намерено получить в новом холдинге 85-90 процентов акций, коэффициент конвертации будет не очень выгоден малым акционерам МРК.

А если учесть, что "Ростелеком", "Центртелеком" и "Центральный телеграф" занимают лидирующие позиций на рынке фиксированной связи и широкополосного доступа в интернет, то в этом сегменте новая компания после завершения реформы станет безусловным лидером.

Впрочем, чтобы удержать полученные позиции, "Связьинвесту" придется пересмотреть правила менеджмента - как показывает опыт, государство является плохим управляющим. К слову, в конце мая 2009 года вице-премьер России Сергей Иванов раскритиковал руководство "Связьинвеста" за слабое управление компанией, из-за которого ее конкурентоспособность на рынке оценивается очень низко.

Если в 2001 году доля МРК на общем рынке фиксированной, дальней и сотовой связи составляла 60 процентов, то в 2007-м она упала до 26 процентов, в 2008-м - до 23,8 процента, а в мае 2009 года составила 21 процент. Падение показателя почти в три раза говорит далеко не в пользу государственных управляющих. Возможно, ситуацию могла бы поправить приватизация "Связьинвеста", регулярно обсуждаемая с 1998 года, однако правительство от этой идеи отказалось.

Властям еще предстоит выбрать один из предложенных в концепции вариантов консолидации "Связьинвеста". Соответствующее решение, как ожидается, будет принято нынешним летом, однако каким оно будет, сказать пока трудно. Остается только надеяться, что реформированный "Связьинвест" несколько собьет цены на рынке связи, ведь приход нового игрока, как правило, заставляет конкурентов снижать стоимость своих услуг.

Экономика08:00 8 октября

История одного букета

Ремесленничество пробивает себе дорогу с помощью новых технологий