Июньская неделя аукционов русской живописи и декоративно-прикладного искусства в Лондоне завершилась без потрясений: осторожные оценки и сравнительно небольшое количество лотов устроили и покупателей, и продавцов. Несколько вполне выдающихся результатов подтвердили, что спрос на русское искусство никуда не делся и что коллекционеры по-прежнему готовы вкладываться в беспроигрышные вещи - императорские фарфоровые вазы, Кустодиева, Айвазовского и Репина.
Главные успехи русской недели пришлись на долю дома Sotheby's, проведшего четыре аукциона. Торги принесли в общей сложности 17,7 миллиона фунтов стерлингов (29 миллионов долларов). Примечательно, что русский отдел Sotheby's рискнул и провел отдельные торги современным искусством, чувствительного падения спроса на которое все опасались. Итог аукциона составил без малого 900 тысяч фунтов. Лучшим лотом оказалась, видимо, особенно актуальная по нынешним временам картина Комара и Меламида "Что делать?" из серии "Ностальгический соцреализм" (97 с лишним тысяч фунтов). За не ошеломительные, но удовлетворительные суммы - от 30 до 45 тысяч фунтов - уходили работы Виноградова и Дубоссарского, Лидии Мастерковой, Владимира Вейсберга, Олега Васильева, Виктора Пивоварова, Александра Косолапова, Оскара Рабина.
Наибольшее оживление среди покупателей вызывают, конечно, не современные художники, а хрестоматийные классики, которые на фоне кризиса несколько дешевеют. Например, картины Ивана Айвазовского перестали автоматически выходить за отметку в миллион фунтов, подешевев примерно до 400 тысяч, но за эти деньги клиенты лондонских домов охотно разбирают его набившие оскомину марины чуть выше предварительной оценки (по 421 тысяче на Sotheby's и на Christie's). Впрочем, "Украинская жатва" главного нашего мариниста ушла на Christie's за 337 тысяч, что оказалось даже ниже консервативной оценки.
Безусловным фаворитом русских торгов остался Борис Кустодиев, чья чистенькая и праздничная "Сельская ярмарка" стала главной удачей Sotheby's: 2,8 миллиона фунтов (4,5 миллиона долларов). Оправдала себя ставка на вновь идентифицированную работу Исаака Бродского "Нянька с детьми". Импрессионистскую картину в свое время даже приписывали Клоду Моне, но после реставрации ее удалось атрибутировать правильно. Sotheby's выставил ее с оценкой в 300 - 500 тысяч фунтов, а уступил за 937 тысяч. Хорошо продавались картины Константина Коровина (481 тысяча), Александра Яковлева (541 тысяча), Николая Рериха (702 тысячи), Николая Богданова-Бельского (349 тысяч).
У Christie's самый высокий результат показала прекрасная вещь все дорожающего Василия Шухаева - "Финская деревня. Крыши" (691 тысяч фунтов). Неожиданно дорого (241 тысяча) был куплен зимний пейзаж Гавриила Кондратенко, художника второго эшелона, работавшего на рубеже XIX и XX веков. С двукратным превышением эстимейта ушла с молотка картина Василия Поленова "Герцеговинка" (205 тысяч).
Правильные ставки дома Sotheby's вновь оправдали себя 10 июня, в день аукциона декоративно-прикладного искусства: оцененная в 1,2 - 1,8 миллиона фунтов пара ваз Императорского фарфорового завода была продана за 2,6 миллиона фунтов. Обращает на себя внимание еще одна сделка: выставленная за 15-20 тысяч фунтов превосходная мраморная "Голова девочки" работы Паоло Трубецкого ушла с молотка за достойные 59 тысяч.
Кроме Christie's и Sotheby's в русской неделе участвовали еще два аукционных дома - Macdougall's и Bonhams. Результаты последнего оказались неутешительны, и главной удачей стала продажа кавалерийской шпаги начала XIX века за 120 тысяч фунтов. А вот Macdougall's, по данным РИА Новости, 11 июня удачно реализовал картину Ильи Репина "Сидящая обнаженная с собачкой" ("Портрет мадам Алисы Ривуар с бульдогом") за 1,4 миллиона фунтов, что означает новый рекорд стоимости для этого классика.
Все аукционисты согласны, что безумие последних нескольких лет, которое творилось на русских торгах, осталось в прошлом. Тем не менее, июньские итоги русской недели говорят о том, что интерес как к живописи, так и к декоративно-прикладному искусству сохранился, и если быстрого роста ожидать не стоит, то на стабильность надеяться уже можно.