В пятницу, 3 июля, губернатор Аляски Сара Пэйлин неожиданно объявила об уходе в отставку. Пэйлин, участвовавшая в последних президентских выборах в качестве напарницы республиканского кандидата Джона Маккейна, считалась одним из наиболее вероятных претендентов на Белый дом в 2012 году, и ее уход вызвал недоумение у многих однопартийцев. Дальнейшие планы женщины-политика, получившей в 2008 году всемирную известность, до конца не ясны.
На пресс-конференции, спешно организованной в пятницу, Сара Пэйлин заявила, что решила не добиваться переизбрания в 2010 году, а потому считает нужным уйти. По словам губернатора, она заботится о благе Аляски и не желает быть "хромой уткой" - руководителем, уход которого предрешен и который просто "досиживает" свой срок. "Мы сделали так много, и так много еще нужно сделать, - пояснила Пэйлин на своей странице сервиса Facebook, - но, обдумав все и помолившись, моя семья и я решили, что мой отказ от должности будет лучшим для Аляски решением".
26 июля в соответствии с установленным порядком состоится передача власти: новым главой администрации штата станет нынешний вице-губернатор Шон Парнелл (Sean Parnell). Что касается планов Пэйлин на будущее, то она подчеркнула, что намерена продолжить участие в общественной жизни и будет помогать политикам, отстаивающим республиканские ценности: ограничение роли правительства, свободу предпринимательства, укрепление национальной безопасности, поддержку военных и энергетическую независимость США.
В воскресенье представитель губернатора Меган Стейплтон (Meghan Stapleton) заявила, что изучает направленные Пэйлин предложения об участии в политических кампаниях. В частности, речь идет о губернаторских выборах 2009 года: Майкл Стил (Michael Steele), возглавляющий национальный аппарат республиканцев, выразил надежду, что Пэйлин ближайшей осенью поддержит республиканских кандидатов в Вирджинии и Нью-Джерси - Боба Макдоннелла (Bob McDonnell) и Криса Кристи (Chris Christie). Кроме того, известно, что Пэйлин работает над книгой: контракт с HarperCollins был подписан в мае, и мемуары губернатора должны выйти в свет следующей весной. Заявлений о далеко идущих планах - перспективу выдвижения Пэйлин в президенты стали активно обсуждать сразу после ноябрьских выборов - пока не было. Та же Стейплтон утверждает, что решение еще не принято и надо подождать.
Что и почему
Разумеется, прозвучали предположения о том, что Пэйлин уходит с губернаторского поста, стремясь все силы бросить на борьбу за президентство. Если это действительно так, разумность предпринятого шага сомнительна. К примеру, влиятельный сенатор-республиканец от Айовы Чак Грассли (Chuck Grassley) отметил, что пост губернатора - куда более подходящая трибуна для борьбы за президентство, чем положение частного лица. В том же духе высказался и Карл Роув, опытный политический советник, обеспечивавший на выборах победы Джорджа Буша. По словам Роува, уход Пэйлин поверг в недоумение и его самого и других стратегов. "Если она хочет идти в президенты, СМИ должны непрерывно говорить о ней в ближайшие три с половиной года, - сказал Роув. - Эффективные стратегии в политике - это те, которые ясны и понятны для народа. Что и почему делает она (Пэйлин) - непонятно".
Сама Пэйлин упомянула несколько факторов, повлиявших на ее решение. В частности, речь идет о неблагоприятном внимании, которое оказывает семейству губернатора американская пресса, а также о бремени должностных расследований, объектом которых Пэйлин становилась на Аляске. С первым все понятно: в ходе кампании-2008 напарница Джона Маккейна всеми правдами и неправдами демонстрировала избирателям свое семейство - от старшей дочери Бристоль, забеременевшей перед окончанием школы, до младшего сына Трига, появившегося на свет с синдромом Дауна. Когда кампания завершилась, Пэйлин, напротив, взялась детей от назойливых журналистов защищать и ограждать, но получалось плохо. Что до обвинений в нарушениях должностной этики, то они кучно посыпались на Пэйлин после выдвижения в вице-президенты. В большинстве случаев губернатору удалось оправдаться, но услуги юристов стоили денег: в апреле Пэйлин даже пришлось организовать специальный фонд для оплаты накопившихся долгов. В общей сложности, семейному бюджету Пэйлинов разбирательства обошлись примерно в 500 тысяч долларов, а казне штата - в 2 миллиона. В воскресенье, комментируя предстоящую отставку, вице-губернатор Парнелл представил эти затраты в качестве важнейшей причины решения Пэйлин.
Выдвигались и другие предположения. В частности, политические противники на Аляске отмечают, что после завершения президентской кампании губернатор лишилась должностного рвения, стала меньше встречаться с законодателями и неохотно контактировала с прессой. "После ноября она удивительным образом потеряла интерес к руководству штатом, - отметил член Палаты представителей Аляски Лес Гара (Les Gara). - В нашем штате множество проблем, но она не выказывала какого-либо интереса к их решению". Скорее всего, конгрессмен-демократ Гара преувеличивает, так как его товарищи после кампании-2008 стали относиться к губернатору по-новому. Дело в том, что до вступления в борьбу за вице-президентство Пэйлин проводила взвешенную политику, искала общий язык с демократами, и ее рейтинг в штате зашкаливал за 90 процентов. После президентских выборов все переменилось. Пэйлин выступала жестко, бескомпромиссно и без лишнего стеснения намекала на "антиамериканизм" Барака Обамы и его партии. Само собой, после этого о "гармонии" демократов и республиканцев на Аляске пришлось забыть: либеральная часть штата объявила губернатору войну, одним из проявлений которой и стали упомянутые жалобы на должностные злоупотребления. Рост критики в адрес губернатора внутри Аляски тоже называют в числе причин ее ухода.
Республиканские сюрпризы
Была и еще одна версия, которая вызвала у Пэйлин возмущение: распространились слухи о том, что Пэйлин или ее муж Тодд являются объектами некого расследования со стороны ФБР. В Бюро подобные предположения отвергли, а юристы уходящего губернатора пригрозили преследовать клеветников в суде. Тем не менее предположения о каких-то тайных угрозах или шантаже напрашиваются сами собой. Дело в том, что отставка Пэйлин - не единственная за последнее время неожиданность в республиканском лагере. В июне сенатор США от Невады Джон Энсайн (John Ensign) торопливо созвал пресс-конференцию и покаялся в нарушении супружеской верности. Признаться ему пришлось потому, что бывшая любовница политика и ее муж задумали продать некрасивую историю телевизионщикам. Позднее в том же месяце в супружеской измене публично признался губернатор Южной Каролины Марк Сэнфорд (Mark Sanford). Сообщалось, что Сэнфорд стал объектом шантажа со стороны компьютерного взломщика, получившего доступ к переписке губернатора. Между тем и Энсайн, и Сэнфорд - консервативные республиканские политики, которые, как и Пэйлин, считались потенциальными кандидатами на выборах-2012.
Энсайн и Сэнфорд пока остаются на своих постах, но с руководящих партийных должностей (Энсайн был главой Комитета политической стратегии республиканцев в Сенате, а Сэнфорд - председателем Ассоциации республиканских губернаторов) им уже пришлось уйти, и наблюдатели ставят дальнейшие их перспективы в политике под сомнение. В большей степени очевидна параллель между Пэйлин и Сэнфордом - оба губернатора в последнее время активно выступали против федерального плана спасения экономики и считались вероятными фаворитами консервативного крыла партии. Если предположить, что отставка Пэйлин, вопреки высокопарным заявлениям, - не переход к борьбе за президентство, а политическая капитуляция, то возникнет ощущение, что кто-то всерьез взялся чистить список республиканских кандидатов. И в случае с Пэйлин это не может не радовать.