В четверг, 16 июля, Барак Обама выступил на юбилейном съезде Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (National Association for the Advancement of Colored People, NAACP). Старейшая организация борцов за гражданские права негров отмечает столетие, и ради такого случая президент впервые после своего прихода в Белый дом обстоятельно затронул расовую тему. "Барьеры нашего времени сильно отличаются от стоявших перед прежними поколениями, - заявил Обама, - но для их преодоления требуется не меньше усилий".
Выступая на съезде в Нью-Йорке, Обама в своей 45-минутной речи призвал негров решительно бороться с трудностями, которые мешают их развитию в XXI веке, и напомнил о былых достижениях NAACP, благодаря которым он смог предстать перед аудиторией в своем нынешнем качестве.
Сто лет борьбы
История Ассоциации, которая стала флагманом борьбы за гражданские права, восходит к 1905 году, когда группа из нескольких десятков негритянских общественных деятелей собралась на территории Канады для выработки политической стратегии. В частности, участники встречи, проходившей недалеко от Ниагарского водопада, были обеспокоены ситуацией в южных штатах: оправившись после поражения в Гражданской войне, тамошние власти на рубеже веков стали законодательно закреплять систему расовой сегрегации. В последующие годы "Ниагарское движение" разрасталось, и 12 февраля 1909 года была официально основана NAACP.
Исторически эта организация преимущественно негритянская, однако в ее деятельности, в том числе на руководящих ролях, всегда участвовали и представители других расово-этнических групп. К примеру, в число основателей Ассоциации, помимо группы чернокожих активистов во главе с гарвардским ученым Уильямом Дьюбойсом (William E. B. Du Bois), входили белый журналист левого толка Уильям Уоллинг (William E. Walling) и еврейский правозащитник Генри Московиц (Henry Moskowitz), а первым президентом NAACP (до 1915 года) был белый юрист Мурфилд Стори (Moorfield Storey). Нынешний президент организации Бенджамин Джелос (Benjamin Jealous) - мулат, как и Обама.
В течение десятков лет после своего возникновения NAACP с помощью лоббизма, судебных исков и агитации боролась с такими явлениями, как сегрегация и суды Линча. Кульминацией борьбы считается 1954 год, когда Верховный суд США признал неконституционной расовую сегрегацию в школах южных штатов. Характерно, что NAACP преимущественно использовала именно юридические методы - в отличие от сторонников прямого действия, набравших силу в негритянском движении в 1960-е годы. Сегодня у NAACP, численность которой, по разным подсчетам, составляет от трехсот до четырехсот с лишним тысяч человек, остаются две главных цели: во-первых, борьба за равенство политических, образовательных, социальных и экономических прав, а во-вторых - искоренение ненависти и дискриминации. Название Ассоциации - один из немногих случаев использования термина "цветной" в отношении расовых меньшинств в современных США.
Неудобная тема
Когда Обама вступил в борьбу за президентство, его кандидатура неизменно рассматривалась в расовом контексте. Готовы ли американцы к первому черному президенту? Кого предпочтут демократы - негра или женщину (Хиллари Клинтон)? Может ли Обама, сын белой американки и черного африканца, считаться "афроамериканцем"? Не испытывает ли он неприязни к белым? Эти вопросы, занимавшие умы избирателей, нередко оказывались для кандидата неприятными, а поддержка наиболее рьяных негритянских лидеров ставила его в неловкое положение.
В частности, в феврале 2008 года пришлось откреститься от поддержки "Нации ислама" - радикальной организации черных националистов, лидер которой, Луис Фаррахан (Louis Farrakhan), провозгласил Обаму богоданной надеждой всех негров. Помимо своеобразного религиозного вероучения, "Нация ислама", как NAACP и другие правозащитники, проповедует борьбу за социально-экономическое благополучие чернокожих американцев, но выступает с неудобных для респектабельного политика позиций: например, соратникам Фаррахана, мягко говоря, несимпатично государство Израиль.
Еще один "некорректный" чернокожий деятель, который гораздо теснее был связан с Обамой, - Иеремия Райт (Jeremiah Wright), некогда бывший духовным наставником нынешнего президента. Преподобный Райт, проповедовавший в чикагской Церкви Троицы, прославился, в числе прочего, расистскими высказываниями о белых согражданах и неприятием общественно-политического устройства современной Америки. Неудивительно, что после начала кампании Обаме пришлось в июне 2008 года покинуть приход и от скандального проповедника отречься. С тех пор чернокожий кандидат, а затем - президент, пространных выступлений на расовую тему не делал - вплоть до съезда NAACP.
После "отречений" Обамы Фаррахан и Райт, понимая важность исторического момента, проявили сдержанность и от публичных замечаний про Обаму воздерживались. Лишь после его победы на выборах 4 ноября оба деятеля дали волю чувствам и произнесли новые хвалебные речи. Интересно, что мотивы речи Райта, произнесенной в преддверии январской инаугурации президента, во многом схожи с тем, что в четверг услышали делегаты съезда NAACP от самого Обамы.
"Остальные Бараки Обамы"
"Воспряньте, недооцененные, - вещал преподобный Райт в январе, - начните свой собственный бизнес! Воспряньте, исключенные, вернитесь к учебе! Прекрати вязнуть в зыбучем песке и воспрянь, черный человек, и позаботься о своей семье!" А вот что сказал в четверг Обама о негритянских детях: "Я хочу, чтобы они мечтали стать учеными и инженерами, врачами и учителями, а не только баскетболистами и рэперами. Я хочу, чтобы они мечтали занять место в Верховном суде, мечтали стать президентом Соединенных Штатов". Речь об одном и том же - о барьерах в умах. Это барьеры, которые во времена политической корректности и гражданских прав не только не рухнули, но лишь укрепились.
Президент попытался внушить собратьям, что он не уникален, что они - "все остальные Бараки Обамы" - тоже могут добиться высот, что недостаток средств в семье - не объяснение для плохих отметок в школе, а принадлежность к черной расе - не оправдание для неудач. "Никто не предопределил вашу судьбу. Ваша судьба - в ваших руках, и не забывайте об этом. Именно этому мы должны научить своих детей! Никаких оправданий, никаких оправданий!", - восклицал хозяин Белого дома. Самого его, как выяснилось, белая мать воспитала как надо, задала правильный жизненный курс, и поэтому Барак не превратился в очередного праздного обитателя негритянского квартала.
При этом Обама подчеркнул, что "разруха в умах" - вовсе не единственная современная беда и Америка "до сих пор чувствует боль дискриминации". "Ее чувствуют афроамериканки, которым из-за цвета кожи и пола платят меньше, чем их коллегам. Ее чувствуют латиноамерикацы, которые оказываются нежеланными в собственной стране. Ее чувствуют американские мусульмане, на которых глядят с опаской лишь за то, что они молятся на коленях. Ее чувствуют наши гомосексуальные братья и сестры, над которыми все еще издеваются, на которых нападают, чьи права не признают", - говорил президент. А вот о дискриминации белых, этой неприглядной изнанке политической корректности, Обама не упомянул.