Не прошло и недели с момента принятия в Белоруссии постановления 991, которое фактически запрещало оптовую торговлю в стране, как правительство уже его отменило. На это власти вынуждены были пойти под давлением критики со стороны бизнесменов, в кои то веки пришедших к единому мнению с представителями госкомпаний и даже Нацбанка.
31 июля на сайте белорусского Совета Министров было опубликовано теперь уже "скандально известное" постановление "О некоторых вопросах приобретения товаров на территории Республики Беларусь", предписывающее всем юридическим лицам государства закупать все товары только у их производителей или официальных торговых представителей того или иного предприятия. При этом списки торговых представителей должны были утверждаться в правительстве страны.
Почти сразу же после публикации постановления сайт Совмина перестал открываться, поскольку желающих ознакомиться с документом, который, как отмечает газета "Коммерсант", является уникальным в мировой практике, оказалось слишком много. Ситуацию усугубляло то, что к моменту принятия постановления перечни торговых представителей не были утверждены, и когда это должно было произойти, не сообщалось.
В белорусском правительстве считали, что постановление может помочь ограничить импорт в страну и повысить спрос на отечественные товары. Кроме того, инициатива чиновников могла, как предполагалось, способствовать эффективному расходованию средств во время кризиса. 3 августа министр экономики Белоруссии Николай Зайченко, комментируя документ, заявил в интервью "Первому каналу" Белорусского телевидения, что основной целью постановления является приведение "к единому порядку товарных потоков на рынке Беларуси". Слова Зайченко приводит БелТа.
С начала 2000-х годов власти Белоруссии пытаются ограничить распространение импортных товаров, чтобы поддержать отечественных производителей. Среди мер, которые предпринимает для этого правительство, можно назвать запрет ввоза в страну готовой рыбы и морепродуктов и повышение ввозных пошлин на импортные морковь, свеклу, лук, картофель и капусту в апреле 2009 года. Кроме того, в мае текущего года Нацбанк Белоруссии на месяц запретил продажу на Белорусской валютно-фондовой бирже валюты для оплаты импортных контрактов не по авансовым платежам.
Однако с властями не согласился бизнес, обеспечивающий те самые "товарные потоки". В Минске прошло совещание Союза предпринимателей и работодателей, на котором белорусские бизнесмены потребовали у властей отменить постановление. По их мнению, принятие постановления приведет к банкротству оптовых компаний и представительств иностранных предприятий. Руководитель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин заявил, что "эксперты недоумевают по поводу причин, побудивших правительство принять данный документ", передает "Телеграф".
Как отмечал руководитель научно-исследовательского центра имени Мизеса Ярослав Романчук, по существу, запрет посредничества при торговле "убьет мелкий и средний бизнес, занятый на импорте". Независимый аналитик Алексей Шукаев в числе самых "мирных" последствий отмены посредничества при торговле назвал "скачкообразный рост безработицы в городах, резкий дефицит очень большого числа товаров в рознице и нарушение снабжения на предприятиях".
Как считает экономист Сергей Чалый, чье мнение приводит "Хартия'97", постановление, направленное в том числе на борьбу с "серым" импортом и "откатами" при закупках", является "сырым и скороспелым". "Методы 'решения' этих проблем аналогичны лечению головной боли с помощью гильотины", - посетовал Чалый и отметил, что результат будет, скорее всего, прямо противоположный: коррупция при закупках только повысится, а "неправильных" посредников сменят "правильные". "Смысл постановления остается неясным. Мы считаем, что оно должно быть отменено", - подчеркнул председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, пишет газета "Время новостей".
3 августа издание Yuzle.com сообщило, что белорусские фирмы уже начали судиться друг с другом из-за постановления 991. Фирма "ЮрЗнак" подала иск в минский хозяйственный суд, потребовав признать недействительным договор с "Юридической фирмой 'Рыбаков и Сазонов'", которой "ЮрЗнак" продала пять папок-скоросшивателей польского производства. Компании решили проверить, как действует постановление Совмина. "ЮрЗнак" не является производителем и торговым представителем польской фирмы, поэтому формально не имела права реализовывать ее продукцию.
К протестам белорусских бизнесменов присоединились также руководители госпредприятий страны и менеджмент Нацбанка Белоруссии, констатировал "Коммерсант". 4 августа уже получившее скандальную известность постановление раскритиковал помощник белорусского президента Сергей Ткачев. Говоря о документе, он отметил, что "здесь что-то не продумано, не сопоставлено с потребностью жизни, интересами сегодняшнего дня".
Тогда же, 4 августа, в ситуацию вмешался сам президент Белоруссии Александр Лукашенко, которому стали поступать многочисленные жалобы. Он потребовал от правительства "незамедлительно исправить ситуацию, сложившуюся после принятия этого постановления". В тот же день премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский поручил внести в документ "некоторые корректировки", отметив, что его нужно "адресовать только госпредприятиям".
Однако правительство, видимо, решило не ограничиваться корректировками, а полностью отменить злополучный документ. 5 августа на сайте Совмина было размещено сообщение, что правительство признало постановление 991 утратившим силу.
В общей сложности запрет на посредническую деятельность в торговле Белоруссии действовал в течение трех дней. Однако за столь короткий срок экономика страны все равно понесла убытки, и довольно значительные. Так, по оценкам Владимира Карягина, всего за день товарооборот Белоруссии недополучил 150-200 миллионов долларов, поскольку из-за неясностей, связанных с постановлением, многие белорусские компании предпочли приостановить деятельность.
Теперь бизнесмены Белоруссии могут вздохнуть спокойно. Хорошо бы только белорусский президент не последовал примеру своего украинского коллеги и не начал отменять то, что один раз уже отменил.