В конце августа и начале сентября Россия и Украина обменялись громкими заявлениями, из которых следует, что впервые за много лет у этих стран нет претензий друг к другу по газовым контрактам. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко уже пообещала, что в Новый год между странами не будет традиционных "штучек". Однако нерешенных вопросов у "Газпрома" и "Нафтогаза" по-прежнему достаточно.
Газовый конфликт между Россией и Украиной – это сюжет, который никогда не заканчивается, но иногда может уходить с первых полос информагентств и деловых изданий. До 2008 года о конфликте вспоминали обычно ближе к зиме, когда России и Украине необходимо было подписывать новые годовые контракты, а также когда в этих странах затевались очередные выборы. В 2009 году все изменилось: "Нафтогаз", согласно новому договору, оплачивает топливо раз в месяц. Следовательно, накануне седьмого числа каждого месяца (именно такой "дедлайн" установил "Газпром") в СМИ появляются всевозможные статьи, посвященные газовым отношениям России и Украины.
Обе стороны конфликта пытались использовать интерес СМИ в своих интересах. "Газпром", например, не упускал случая надавить на "Нафтогаз", отмечая, что не уверен в своем украинском партнере и его финансовых возможностях. В свою очередь, украинские политики, прежде всего премьер-министр Юлия Тимошенко, публично хвалили и "Нафтогаз", и правительство, отмечая, что контракт с "Газпромом" будет неукоснительно выполняться. И действительно, пока "Нафтогаз" расплачивается с Россией без сбоев, хотя несколько раз сроки едва не были сорваны.
На Украине ситуация осложнялась тем, что там скоро грядут президентские выборы. В предвыборной гонке отношения с Россией и дешевый газ – один из важных пунктов агитации. Давнему стороннику братских отношений с Россией Виктору Януковичу по газу высказываться не с руки – слишком уж он удален от власти. А вот Юлия Тимошенко и нынешний президент Виктор Ющенко вовсю агитируют украинцев, предлагая им различные варианты развития газовой отрасли. Варианты действительно различаются: Тимошенко в последнее время предпочитает договариваться с Россией, а Ющенко – ругать Тимошенко и настаивать на выполнении Брюссельской декларации, которая очень не нравится "Газпрому".
Прогресс
По данным на начало сентября, оба политика, кажется, преуспели в своих действиях. Во всяком случае, судя по официальным высказываниям, газовые отношения России и Украины впервые за последнее время можно назвать стабильными. Так, наверное, считают все, кроме Ющенко, который продолжает настаивать на финансовой несостоятельности "Нафтогаза".
2 сентября заместитель правления "Газпрома" Валерий Голубев заявил, что Украина закачала в подземные газовые хранилища 25 миллиардов кубометров газа из необходимых ей в отопительный период 28-ми. Таким образом, план на год был практически выполнен, что позволяет надеяться на то, что в этот раз отключения Европы от российского газа не будет.
По данным украинской стороны, в августе 2009 года "Нафтогаз" импортировал от 3 до 3,2 миллиарда кубометров газа. Это означает, что до 7 сентября ему необходимо заплатить более 660 миллионов долларов.
Однако примечательными в этом сообщении являются вовсе не заслуги Украины, а то, что об успехах "Нафтогаза" отчитывается "Газпром". Еще в июне представители российской компании, наоборот, всячески подчеркивали, что давление в экспортной трубе снижается, а, значит, Украина закачивает в подземные газовые хранилища все меньше газа. За летние месяцы риторика "Газпрома", как мы видим, принципиально изменилась.
Другим косвенным признаком изменения отношений между Россией и Украиной стала ситуация с оплатой "Нафтогазом" российского топлива. Обычно в начале каждого месяца в прессе появляется масса статей, посвященных вопросу о том, сумеет ли "Нафтогаз" расплатиться с "Газпромом". В сентябре таких статей не видно, да и официальные лица что с одной, что с другой стороны как-то притихли – только 3 сентября в министерстве финансов Украины агентству Reuters пояснили, что заплатят "Газпрому" как обычно вовремя. Между тем, до "дедлайна" осталось два рабочих дня: 4 и 7 сентября.
Что же изменилось в отношениях между Россией и Украиной?
Премьер-министр России Владимир Путин во время своего визита в польский Гданьск встречался с Юлией Тимошенко. Говорить они, в частности, должны были и о поставках газа. Причем фон встречи был далеко не самый дружелюбный: еще 20 августа Юлия Тимошенко отметила, что в 2010 году Украина намерена сократить закупки российского газа до 25 миллиардов кубометров в год. Для "Газпрома" это означает прямые убытки: до кризиса Украина потребляла до 55 миллиардов кубометров российского газа. Затем спрос на топливо из России упал, да и украинские предприятия, зная об отношениях "Нафтогаза" и "Газпрома", поспешили по возможности перейти на альтернативные виды энергии.
Тем не менее, 1 сентября Юлия Тимошенко торжественно объявила, что Россия и Украина преодолели все разногласия в газовой сфере. "По крайней мере, находимся на надежном пути к тому, чтобы не иметь проблем на эту тему", - уточнила премьер.
В 2009 году Россия и Украина согласились, что ставка по транзиту сохранится на льготном уровне в 1,7 доллара на сто километров за тысячу кубометров газа. При этом в 2010 году стороны пообещали перейти на новые ставки, более приближенные к рыночным.
Журналистов, естественно, удивила покладистость таких непримиримых соперников, как Россия и Украина. Ведь если Россия согласилась сократить поставки без штрафных санкций, значит, она должна была потребовать что-нибудь взамен. Газета "Коммерсант-Украина" предположила, что такими уступками могут быть выгодные контракты для российских атомщиков или сохранение ставок по транзиту газа через Украину. Если бы такой компромисс действительно был найден, в плюсе могли бы остаться обе стороны: российские компании могли бы компенсировать убытки, полученные "Газпромом", а Юлия Тимошенко – набирать политические очки в борьбе с конкурентами. Но, как водится, не все так просто.
Транзит
Если ставки на транзит газа по территории Украины останутся на прежнем уровне, это вызовет недовольство всего западноориентированного электората, который не хочет поблажек для "Газпрома". Юлия Тимошенко это прекрасно понимает: уже 3 сентября она объявила, что стоимость транзита газа в 2010 году увеличится на 65-70 процентов. Днем ранее с подобным прогнозом выступили и в "Нафтогазе" – по этим данным, ставки по транзиту поднимутся на 60 процентов.
Как бы то ни было, Украина грозится осуществить первое за долгие годы существенное повышение ставки транзита. Причем сделать это в условиях низких цен на нефть и газ (по сравнению с 2008 годом).
То, что "Газпром" будет выступать против повышения ставок на транзит, сомнения не вызывает: для примера можно привести ситуацию с Польшей, где российская компания уже не один месяц бьется за снижение аналогичных ставок. Кроме того, в экономической политике как-то не принято идти на уступки без надежды получить что-либо взамен. Так что несмотря на кажущееся согласие между российскими и украинскими политиками, говорить о полном завершении многолетнего конфликта пока не приходится.