Внезапно

Впечатления от игры Batman: Arkham Asylum

Игр про всевозможных супергероев, от Человека-паука и Халка до Людей Икс и всевозможных -менов каждый год выходит с полдюжины. И каждый из таких проектов, как правило, не дотягивает даже до уровня игр, характеризуемых в профильной прессе выражением "крепкие середнячки". Причин для этого много, но главная из них - это привязанность игр к премьерам блокбастеров: тут тебе и сжатые сроки разработки, и серьезные ограничения как на сценарий, так и на все остальное. Поначалу казалось, что игру Batman: Arkham Asylum ожидает судьба стандартного проекта по комиксам, однако Rocksteady Studios очень и очень внезапно удалось сделать почти невозможное - создать очень хорошую, в своем роде даже уникальную игру.

Arkham Asylum спасло именно то, что она разрабатывалась как самостоятельный проект, и ни к каким фильмам привязана не была. Это, прежде всего, дало разработчикам огромную свободу заимствований из всех фильмов о Бэтмене, что снятых Тимом Бертоном двадцать лет назад, что срежиссированных Кристофером Ноланом ("Бэтмен: Начало" и "Темный рыцарь"). Если окружение и общий настрой игры очень похожи на последние картины о супергерое, то многие персонажи творчески переработаны с оглядкой на старые фильмы. Например, тот же Джокер походит вовсе не на Хита Леджера из "Темного рыцаря", а на Джека Николсона из самого первого фильма о Бэтмене. Который, в свою очередь, имел куда больше сходства со злодеем из комиксов, нежели постоянно облизывающийся фрик с размазанной косметикой.

Действие игры, как можно понять из названия, происходит на острове, где расположена психиатрическая лечебница Аркхам. Именно там томятся все суперзлодеи, которых Бэтмену удалось отловить на улицах Готэм-сити. Главный герой конвоирует свежепойманного Джокера в больницу, но злодей неожиданно сбегает, а его приспешники захватывают психбольницу. В случае штурма острова они угрожают взорвать Готэм. И кто-то должен, просто обязан их остановить.

Несмотря на то, что при таком сценарии игра должна представлять собой легкомысленный мордобой, Arkham Asylum умудряется одновременно сочетать элементы экшна, головоломки и стелса. Бэтмена от большинства других героев комиксов отличает почти полное отсутствие сверхъестественных способностей (полагается он только на гаджеты, да на спецкостюм), и погибает он от пары-тройки пуль. Поэтому, наткнувшись на вооруженных огнестрельным оружием противников, надо незаметно перебить их по одиночке: одного придушить в тихом уголке, второго подвесить под потолком и так далее.

C безоружными врагами дело обстоит гораздо проще: тут можно не мудрить и лезть напролом. Очень и очень неплохая боевая система игры позволяет герою без проблем разобраться с десятком противников одновременно. Бои в Batman: Arkham Asylum не требуют особой гибкости пальцев или экстраординарных рефлексов, однако и не превращаются в однообразную долбежку по одной кнопке - за полчаса знакомства с игрой из сочетаний удара, прыжков, парирования и взмаха плащом можно научиться делать смертоносные и очень зрелищные комбинации.

Элементов детектива (как, например, в Condemned) в игре нет - спецспособности Бэтмена при прохождении сюжетного режима используются нечасто. Периодически особый режим зрения (так называемый Detective Mode) позволяет разглядеть неприметную дверь, следы крови на полу или ветхую стену. Гораздо полезнее это "особое зрение" в боях, когда надо знать, где кто спрятался, и с какой стороны лучше обойти того или иного врага, чтобы остаться незамеченным. Это, ко всему прочему, позволяет Arkham Asylum не превращаться в "угадайку", когда вроде бы безобидная вылазка оборачивается моментальным обнаружением, как, к примеру, в ранних частях Splinter Cell.

Надо также сказать, что Batman: Arkham Asylum - первая за последние пару лет игра, где искать секреты действительно интересно. Особенно по сравнению с проектами, в которых поиск голубей, паспортов, флагов или прочей ерунды представляет собой занудное сидение у телевизора с бумажкой. Отыскать все тайники в игре вполне по силам почти любому игроку: главное - раздобыть карту (что, правда, на всех локациях задача нетривиальная), а затем сообразить, что же зашифровано в многочисленных витиеватых подсказках, указывающих на местоположение секрета.

При великолепной одиночной кампании, сценарий и режиссура которой создают ощущение того, что ты посмотрел новый фильм про Бэтмена, в игру зачем-то включили дополнительный режим испытаний. Представляет он собой следующее: на игрока постоянно наступают враги, и надо расправиться с ними, набрав максимально возможное количество очков. Сделать это можно, безошибочно выполняя комбинации ударов: бесхитростным избиением противников медали не заслужить.

Режим этот, очевидно, рассчитан в основном на тех, кому не лень провести за игрой лишних часов 10-15 в надежде освоить боевую систему игры в совершенстве. Она конечно, хороша, но не настолько, чтобы заставлять игроков мучиться с бессмысленными испытаниями; впрочем, для тех, кому необходимо выбить в игре все "ачивки" или трофеи, потраченный на изнасилование геймпада десяток часов - не помеха. Если вам на игровые достижения наплевать - смело проходите мимо этих испытаний, ничего не потеряете.

Впрочем, упомянутые бессмысленные испытания можно с относительной уверенностью назвать единственным недостатком игры. Batman: Arkham Asylum должен понравиться как многочисленным фанатам фильмов о таинственном герое, так и немногочисленным поклонникам комиксов о Бэтмене. Да и не только им – уж больно хороша игра получилась.

Наука и техника00:0414 декабря

Остановите Землю!

Осьминоги под экстази, скрещивание овцы с человеком и другие дикие открытия года