Не просто "Триумф"

Главком ВВС сообщил о скором создании новой системы ПВО

С-400 "Триумф". Изображение с сайта www.ausairpower.net

16 сентября на заседании координационного комитета при Совете министров обороны государств - участников СНГ в Астрахани главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил журналистам об успехах в разработке одного из самых таинственных образцов отечественного вооружения - зенитной ракетной системы С-500. По словам генерала, первый ее образец будет представлен "в ближайшее время".

Зелин также в очередной раз напомнил, что с С-400 "Триумф" у нового комплекса будет не так много общего, как предполагали раньше. Кстати, за последнее время это уже далеко не первое упоминание об С-500, которой пророчат будущее основного средства российской противокосмической обороны.

Зенитная ракетная система С-500, которая, предположительно, разрабатывается в России с начала третьего тысячелетия, чем-то напоминает перспективный истребитель пятого поколения для ВВС РФ. О ней периодически говорят и пишут, но разные источники нередко противоречат друг другу как в оценках предполагаемых характеристик и возможностей, так и сроков разработки, а в реальности этот комплекс так никто толком и не видел. Наверное, за исключением разработчиков и военных.

Также существует немало спекуляций по поводу названия этого вооружения. Одни ресурсы предполагают, что ЗРС будет носить имя С-500 "Самодержец", хотя другие утверждают, что комплекс ПВО под таким условным названием был разработан предприятием Концерна ПВО "Алмаз-Антей" еще в 2004 году.

Еще больше путаницы в биографию нового российского комплекса противовоздушной обороны добавляет один факт из советского прошлого. Известно, что еще в 1960-е годы в СССР хотели создать унифицированную противосамолетную ЗРС для ПВО, сухопутных войск и флота, которую намеревались назвать С-500У.

Впоследствии от этой идеи отказались, решив разработать максимально унифицированную противосамолетную и противоракетную С-300, предназначенную для армии. Но исследователи, как западные, так и российские, по сей день продолжают искать связь между современной С-500 и ее тезкой полувековой давности, хотя, судя по всему, каких-то еще общих черт, кроме названия, у них на самом деле не так много.

ЗРС С-300. Фото с сайта www.militaryparitet.com
ЗРС С-300. Фото с сайта www.militaryparitet.com

В некоторых источниках, преимущественно западных, встречаются упоминания о еще одной российской системе ПВО под названием С-1000. Некоторые аналитики полагают, что на самом деле это и есть настоящее название для С-500. Иные же считают, что эта система должна появиться позже и превзойти по своим характеристикам как С-400, так и С-500. Ну и совсем уж интригующе звучат предположения по поводу того, что обе программы якобы реализуются при финансовом участии Китая. Впрочем, пока все эти рассуждения о С-1000 - не более чем слухи.

С-500, как утверждают, должна получить в качестве вооружения новую сверхдальнюю зенитную управляемую ракету 40Н6, которая, как в июле 2009 года сообщили некоторые российские СМИ, подготовлена к государственным испытаниям. Эта же ракета, по некоторым данным, будет использоваться и на С-400, обеспечивая поражение целей на недостижимом сегодня для комплексов ПВО расстоянии в 400 километров.

Тем не менее, и эту ракету, которая, как говорят, испытывается еще с 2001 года, тоже пока толком никто не видел. На немногочисленных комплексах С-400, которые поставлены ВС РФ, используется вооружение более старых систем С-300ПМУ.

Относительную ясность в таинственный проект С-500 внес в начале сентября 2009 года генеральный директор ГСКБ "Алмаз-Антей" Игорь Ашурбейли, давший короткое интервью телеканалу "Рен-ТВ". Говоря о завесе секретности, окружающей С-500, Ашурбейли отметил следующее: "Я бы предпочел, чтобы она такой загадкой осталась на ближайшие годы. Если честно, где произошла утечка, когда и для чего, мне не очень понятно. Это новая система, предназначенная для новых видов нападений, которые пока еще на вооружении не находятся".

А вот сроки создания и внедрения этой системы, если верить руководителю предприятия-разработчика, не так близки, как рапортуют военные. По словам Ашурбейли, завершить работы они планируют в течение пятилетки, а "срок, до которого она будет ориентироваться, наверное, это 30-35 год". Впрочем, из слов руководителя "Алмаз-Антей" тогда так и не удалось понять главного - когда именно новая система ПВО может поступить в российскую армию.

Александр Зелин. Фото Минобороны РФ.
Александр Зелин. Фото Минобороны РФ.

Генерал-полковник Александр Зелин в своей недавней беседе с журналистами этого также не сказал, сообщив лишь, что для ее разработки "задействованы наука и специалисты". "Думаю, что эта система в ближайшее время появится", - констатировал главком российских ВВС. - "Мы работаем над этой перспективной, качественно новой системой, которая не является продолжением С-400".

Немного раньше, в августе 2009 года, тему С-500 публично затронул и заместитель главкома ВВС по вооружениям генерал-майор Олег Бармин. Он сообщил, что С-500 будет иметь в своем составе высотные противоракеты для уничтожения целей в ближнем космосе. При этом новая система существенно превзойдет С-400 и будет отличаться большей компактностью и маневренностью, а также лучшими характеристиками по отражению средств воздушного нападения.

Улучшение характеристик, по словам Бармина, произойдет за счет применения современной элементной базы на основе новейших технологий. "С ее внедрением комплексы и системы ПВО будут "видеть" дальше, выше, быстрее реагировать, а соответственно, и позволят решать значительно больший спектр задач", - заявил генерал.

Если верить утверждениям российских военных, в перспективе именно С-500 совместно с С-400 должны составить основу воздушно-космической обороны РФ, поступив на вооружение соответствующих подразделений в составе Вооруженных сил России. Но вопросов в связи с этим остается ничуть не меньше. Пока, к примеру, не совсем понятно, планируется ли в перспективе полностью заменить С-400 на С-500 или же эти системы будут использоваться для выполнения разных задач. Видимо, точные ответы на этот и другие вопросы станут известны не раньше, чем новый комплекс пройдет все испытания и будет представлен вниманию сторонних специалистов.

подписатьсяОбсудить
Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Обыски в офисе Главного следственного управления Следственного комитета РоссииСлед Шакро
Как перестрелка у московского кафе привела к задержанию высокопоставленных чинов
Сокрытое в волнах
Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане
В прицеле — юг
Как российская армия отреагирует на дестабилизацию ближайших соседей
Чудаки пришли к успеху
10 самых необычных аккаунтов в Instagram
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Убить за селфи
История «пакистанской Ким Кардашьян», которую задушил родной брат
Пигмент патриотизма
Фотоподборка о любви к Отчизне, выраженной россиянами в татуировках
Commuters brave rush hour on the northern line on the London underground in London, Britain August 5, 2015. Londoners face major transport disruption from Wednesday evening as train drivers and staff on the underground rail network walk out for the second time in less than a month. Unions are angry over plans to introduce a new night service from September and weeks of talks with transport bosses have failed to clinch a deal over pay and conditions.  REUTERS/Dylan Martinez   - RTX1N6X4«Одиночество за границей привело меня к неврозу»
История жительницы Краснодара, переехавшей в Лондон
Немаленький домик
Длительный тест MINI Cooper S Clubman: итоги, выводы и три цилиндра
Слово из трех букв
«Красная Свинья», седан, обгонявший Lamborghini, и другие безумные машины AMG
Госстандарт
Интересные машины, разработанные специально для Китая
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей