Юлия Тимошенко - человек во всех отношениях замечательный, и оценивать ее деятельность надо соответственно. Тем, кто по каким-то причинам не осознал этой очевидной истины, взялся помочь Печерский районный суд Киева. Решением этой инстанции от 22 сентября запрещается распространять "недобросовестную рекламу", касающуюся деятельности Тимошенко.
Согласно украинским законам, "недобросовестной" считается реклама, которая вводит потребителей в заблуждение, наносит вред обществу, государству и отдельным лицам из-за неточности, недостоверности, двусмысленного содержания или нарушений, допущенных в процессе ее распространения. Такого рода реклама запрещена.
Закон, соответственно, уже был. Однако в преддверии выборов штабу Юлии Тимошенко понадобилось частное решение суда, относящееся к ее персоне. Объясняется это просто: сторонников премьер-министра ужасно расстроил один из видеороликов, появившихся в интернете.
Сюжет такой: напряженный мужской голос по-украински интересуется у зрителя, стало ли ему легче жить, выросла ли его зарплата, подешевели ли продукты и вышла ли Украина из кризиса? Видеоряд при этом настолько мрачен, что ответ напрашивается сам: "Нет".
Голос тем временем начинает клеветать: "А вот она считает, что в стране все в порядке, она снова кормит народ обещаниями, которые никогда не будут выполнены".
Видеоряд: безрадостные лица измученных типа украинцев.
Диктор переходит к ерничанью: "Может, она живет в одной стране, а мы - в другой?" Картинка тут такая: красно-черные буквы на белесом фоне. Потом экран "разбивается", а голос ехидно вопрошает: "Если она так работает, то, возможно, было бы лучше, чтобы она отдыхала?"
Надо отметить: ни премьер-министр Украины, ни Юлия, ни Тимошенко в тексте ни разу не упомянуты. Более того, весь почти весь ролик - вопросы к зрителю, утверждений в нем немного. Чего же, спрашивается, активисты БЮТ так взвились?
А дело в том, что вся Украина уже месяц обклеена рекламой, в черно-бело-красной гамме сообщающей прохожим, что пока они блокируют/мешают/предают/обещают/болтают, она - работает. Кто такая она, официально никогда не сообщалось: и так всем понятно.
Однако понятно было не только сторонникам, но и противникам. Вот они и оттоптались, как сумели, по ней. Не называя имен.
Вроде бы все законно. Но не для Печерского райсуда.
Более того, он принял решение не только по конкретному ролику. Клеветать на нее теперь нельзя не только автору мрачного креатива, но и "любым другим физическим и юридическим лицам". Запрет распространяется на наружные рекламные носители, радио, телевидение и интернет.
Чем руководствовался суд, принимая такое решение, сказать трудно. Слово "она" на Украине теперь обрело сакральный смысл. Она - вне критики, она - безупречна, она - священна. Бумага с гербовой печатью на сей счет имеется.
Разумеется, в БЮТ сказали, что конструктивная критика всегда приветствуется, но вот что-то типа злосчастного ролика явно "носит антисоциальный характер и приводит к усилению социального напряжения".
Тут, правда, возникает вопрос, как быть, например, с плакатом, который провисел некоторое время на трассе Киев-Харьков. Его авторы сообщали водителям и местным жителям, что "Они - кака, а Она - цаца". Вроде бы все правильно, но вот слово "цаца" - какое-то оно двусмысленное...
Как бы то ни было, решение суда есть и вступило в законную силу. Недруги Юлии Владимировны тут же обвинили ее в желании задушить свободу слова, демократию и возродить тоталитаризм.
Сторонники Тимошенко на это спокойно ответили, что все, чего они хотят - это положить предел безумному полету фантазии черных политтехнологов и вести предвыборную борьбу строго в рамках закона. А добросовестную политическую конкуренцию они, как и она - только одобряют.
Кстати, абсурдность разговоров о свертывании свободы слова на Украине на минувшей неделе получила прекрасное подтверждение: суд оставил без удовлетворения иск жителя Донецкой области, потребовавшего запретить Виктору Ющенко прилюдно произносить слово "жопа".