На днях в России полку дымовских снова прибыло. Правда, масштаб обличителя не соизмерим с простыми милиционерами и прокурорскими работниками, обращавшимися к президенту до этого. На сей раз войну коррупции объявил высокопоставленный подмосковный чиновник - глава Серпуховского района Александр Шестун, возмущенный произволом прокуратуры. Впрочем, при всех отличиях Шестуна от его предшественников, цели они преследуют одни и те же.
Невозможно не заметить, что глава Серпуховского района Московской области Александр Шестун совсем не похож на основоположника жанра "жалоба по YouTube" майора милиции из Новороссийска Алексея Дымовского. Видеообращение Шестуна к Дмитрию Медведеву, выложенное на том же сервисе, профессионально смонтировано и снабжено графикой, сам чиновник опрятен и ухожен, а его речь решительна и мужественна.
Обращение Шестуна касается уголовного дела, возбужденного не так давно в отношении него самого и его заместителя Елены Базановой. Обоих подозревают в получении взятки за махинации с землей, что Шестун, естественно, отрицает. По его словам, это дело стало прямым следствием "вопиющей коррупции, происходящей в органах прокуратуры и Следственном комитете при прокуратуре РФ".
Надо сказать, что дело Шестуна-Базановой довольно запутано, а любой его эпизод может трактоваться двояко. Все началось в 2003-2004 годах с МУП "Энергосервис", которое оказалось на грани банкротства. Как писал "Коммерсант", с аукциона предприятие, отвечавшее за уличное освещение в Серпуховском районе, продать не удалось, и тогда Шестун передал его на баланс районного ЖКХ. В 2005 году арбитражный суд Подмосковья признал "Энергосервис" банкротом, что некоторые приняли за преднамеренное банкротство.
Сам Шестун настаивает, что признаков предумышленного банкротства там не было, так как предприятие как было муниципальным, так им и осталось. Однако несмотря на это в администрации начали регулярно проходить прокурорские проверки, а к самому Шестуну даже явился начальник отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью Генпрокуратуры Сергей Абросимов, который якобы стал вымогать у него деньги за невозбуждение уголовного дела по факту преднамеренного банкротства.
Шестун обратился в правоохранительные органы и в начале октября 2009 года Абросимов был задержан при получении взятки в 5 миллионов рублей. Позже его арестовали.
Основным свидетелем по этому делу стал Шестун, у которого вскоре начались новые неприятности. В деле появился Сергей Романов по кличке Граф, который, по словам главы района, является близким другом Абросимова и лидером организованной преступной группы. Освободившись из мест заключения около трех лет назад, он обратился в Следственное управление СКП по Московской области, глава которого, Андрей Марков, 16 ноября подписал постановление о возбуждении в отношении Шестуна уголовного дела.
21 ноября в серпуховском поселке Большевик прошел митинг в поддержку Шестуна. Возле Дома Культуры собрались тысячи местных жителей, возмутившихся несправедливым уголовным преследованием главы района. На митинге было продемонстрировано видеообращение Шестуна к Дмитрию Медведеву, после чего в его поддержку выступил председатель Совета депутатов Серпуховского района Николай Дижур.А ветеран Великой Отечественной войны Антонина Ефремова, некогда получившая из рук Владимира Путина ключи от новой "Волги", даже пообещала объявить голодовку, "если это не прекратится".
Внимание СКП привлекли события 2007 года, когда Романов якобы передал Шестуну и его заму Базановой два земельных участка площадью четыре гектара в районе деревни Лужки общей стоимостью не менее трех миллионов рублей. Сделано это было, по данным СКП, за то, что Шестун своим постановлением изменил вид разрешенного использования земельных участков Романова площадью 75 гектаров с категории "сельскохозяйственного производства" на категорию "для ведения дачного строительства".
При этом сам Шестун характеризует обращение "Графа" Романова как голословное заявление, а главу областного СКП Маркова как друга арестованного Абросимова. Недоумение Шестуна вызывает тот факт, что Романов два года держал эту "несправедливость" в себе и лишь теперь вытащил ее на свет божий. Все это он связывает с желанием прокуратуры устранить главу района как свидетеля по делу Абросимова, а также с намерением сорвать выборы в районе.
Шестун, опасаясь за свою жизнь, обратился к государству за помощью по программе защиты свидетелей. Строго говоря, эта информация разглашению не подлежит, однако в СМИ она все же попала, что сильно возмутило главу района. Заявление Шестуна со всеми данными на чиновника было показано 15 октября в программе "Человек и закон" на Первом канале, уделившей серпуховскому конфликту немало эфирного времени.
Сюжет получился для Шестуна не самым лестным. Несмотря на то, что он появился за месяц до видеообращения главы района, вопросы в нем поднимаются те же, но с иного ракурса. К примеру, история со взяткой Абросимову излагается так. Шестуна якобы "припер" новый прокурор, решивший признать банкротство "Энергосервиса" незаконным. Глава района обратился к Абросимову с просьбой порадеть, после чего без зазрения совести "сдал" своего старого знакомого как злостного взяточника.
Слова "сдав Абросимова" в сюжете принадлежат главному редактору газеты "Любимый город Серпухов" Людмиле Никишиной, называемой лояльными Шестуну СМИ фавориткой его политического оппонента мэра Серпухова Павла Жданова (об этом ниже). По ее словам, обратившись после ареста Абросимова за защитой к государству, Шестун намеревался уйти от уголовной ответственности.
Однако тут была арестована "правая рука" Шестуна - Елена Базанова, пойманная на взятке в 11 миллионов рублей за оформление прав собственности на земельный участок в Подмосковье. Никишина, не скрывавшая своего негативного отношения к Шестуну, предположила, что ее арест мог быть ответом прокуратуры на "сдачу" своего коллеги.
Одной из причин возни вокруг главы района журналист программы "Человек и закон" называет его противостояние с мэром Серпухова Павлом Ждановым. Якобы Шестун метит в его кресло, а Жданов вынашивает планы по объединению района и райцентра с целью узурпации власти. Впрочем, Жданова в своем обращении Шестун не упоминает, упирая на нечестность работников прокуратуры.
Конец истории? Не тут-то было. На сцене появляется еще один персонаж - Александр Цееб, местный предприниматель, владелец придорожного кафе "Сова", возжелавший стать фермером. Этот человек рассказал на камеру корреспондентов "Человека и закона", как пытался получить для своих фермерских нужд небольшой участок земли в районе, но столкнулся с вымогательством со стороны Шестуна и Базановой.
Вернее, не совсем вымогательством. Базанова, по словам Цееба, попросила его перечислить в качестве благотворительности 100 тысяч рублей на счет предприятия "Надежда", после чего земельный вопрос должен был решиться легко и непринужденно.
Пожертвовав указанную сумму (и получив после проделанной операции чек), Цееб стал ждать, но так ничего и не дождался. После этого он стал осаждать районную администрацию, но не просто так, а с диктофоном. С Шестуном у него, например выдалась беседа в стиле "лихих 90-х" (глава района, кстати, сам бывший предприниматель) - с недвусмысленными угрозами.
Землю Цееб в итоге так и не получил, однако в деле Шестуна "засветился". Тот в ответ развернул кампанию по спасению своего честного имени, воспользовавшись для этого в том числе официальным сайтом Серпуховского района. Фактически, на нем собраны все документы, касающиеся противостояния Шестуна и прокуратуры - это и его видеообращение, и заявление в московское ОВД "Останкино" по факту клеветы в программе "Человек и закон", и лингвистическая экспертиза того же сюжета.
Обращаясь к Медведеву, Шестун не знает наверняка, отреагирует ли президент на его жалобу, или предпочтет проигнорировать, как в случае с другими видеоразоблачителями. Однако в одном Шестун может быть уверен - его смелость (чиновники такого ранга редко публично выступают против прокуратуры) не останется незамеченной СМИ. Теперь любые шаги надзорных органов в его сторону будут рассматриваться как посягательства на честного человека и очередное давление со стороны "полицейского государства".
Честен ли Шестун с публикой, или местами лукавит, понять пока невозможно. Одно ясно точно - его случай подтверждает сложившуюся недавно тенденцию: обращаясь к первым лицам государства с просьбами о борьбе с коррупцией, каждый решает в первую очередь свои личные вопросы.