Самолет "Боинг" 737-800 эфиопской государственной авиакомпании Ethiopian Airlines исчез с экранов радаров через считанные минуты после взлета в аэропорту Бейрута. Рейс ET-409, следовавший в Аддис-Абебу, вылетел по расписанию, несмотря на сильный дождь, штормовой ветер и грозу. По словам очевидцев, объятый пламенем лайнер рухнул в Средиземное море. На его борту находились 90 человек.
Аэропорт Бейрута находится в черте города прямо на берегу моря. В ночь на понедельник, 25 января, эфиопский "Боинг" прибыл в Бейрут и через некоторое время отправился в обратный рейс. В районе аэропорта метеоусловия были неблагоприятными: шквалистый ветер, низкая облачность, сильный дождь и гроза.
Самолет начал взлет примерно в 02:15 по местному времени (03:15 по Москве). Над Средиземным морем он должен был развернуться и взять курс на столицу Эфиопии. На его борту находились 82 пассажира и 8 членов экипажа. Как сообщается на сайте авиакомпании, среди пассажиров были 51 гражданин Ливана, 23 - Эфиопии, 2 британца, а также по одному гражданину России, Турции, Канады, Сирии, Ирака и Франции (жена посла в Ливане).
В ходе поисковой операции, в которой участвовали корабли и вертолеты ливанской армии и Временных сил ООН в Ливане, обломки самолета были обнаружены в море, в 3,5 километра от прибрежной деревни Наамех. От аэропорта место падения лайнера отделяет около 12 километров. "Мы здесь работали. В какой-то момент увидели вспышку в небе. Потом падение самолета. Погода была очень плохая, шел дождь, гремел гром", - рассказал журналистам один из очевидцев случившегося.
Хотя операция была названа не только "поисковой", но и "спасательной", вероятность того, что в катастрофе кто-то выжил, ничтожно мала. К середине дня 25 января сообщалось об обнаружении более 20 тел погибших. Поиски происходят в условиях непогоды, на море продолжается шторм.
В первые минуты после обнаружения обломков лайнера некоторые информагентства сообщили о том, что найдены то ли двое, то ли семеро выживших пассажиров рейса ET-409. Однако впоследствии эта информация не подтвердилась. Спасатели находили только тела погибших.
Президент Ливана Мишель Сулейман заявил, что, по предварительным данным, нет оснований считать причиной падения самолета диверсию. Пока эксперты склоняются к версии, что самолет разбился из-за плохих метеоусловий, возможно из-за удара молнии. В Ливане в связи с авиакатастрофой объявлен национальный траур. Премьер-министр страны Саад Харири прибыл в аэропорт, чтобы лично выразить соболезнования родственникам погибших.
В консульском отделе посольства России в Бейруте агентству РИА Новости сообщили, что в списке пассажиров лайнера была гражданка России Анна Абс, 1973 года рождения. "Ее паспортные данные совпадают с регистрационными данными, имеющимися в консульском отделе", - уточнил собеседник агентства.
Компания Ethiopian Airlines, которая полностью принадлежит государству, была основана в 1945 году. Как отмечает BBC News, по статистике авиапроисшествий авиакомпания считается вполне надежной.
Предыдущая катастрофа с самолетом Ethiopian Airlines произошла в 1996 году. Тогда лайнер "Боинг" 737 был захвачен террористами, и после того, как у него закончилось горючее, экипаж попытался посадить машину на воду в районе Коморских островов. Из 175 человек, находившихся на его борту, погибли 123.
В 1988 году самолет "Боинг-737" эфиопской авиакомпании столкнулся со стаей голубей после взлета в аэропорту города Бахр-Дар. Лайнер вынужден был вернуться в аэропорт и совершить аварийную посадку, во время которой погиб 31 человек.
Ethiopian Airlines использует в основном самолеты производства концерна Boeing. "Семь-три-семь" стал самым массовым реактивным пассажирским самолетом за всю историю пассажирского авиастроения - всего построено более 6000 лайнеров этого типа. Модель 737-800 на сегодняшний день является одной из последних модификаций 737-й серии, ее выпуск начался в 1998 году. Разбившийся в Ливане лайнер был рассчитан на перевозку 189 пассажиров.
Руководство авиакомпании заявило, что упавший в море самолет был технически исправен. Воздушное судно совершило свой первый полет восемь лет назад, на нем своевременно выполнялись все предписанные регламентом работы по техническому обслуживанию. Последнее ТО провели 25 декабря 2009 года, при этом никаких нарушений выявлено не было.
По информации Flight Safety Foundation, авиакатастрофа в Ливане стала пятым инцидентом, связанным с разрушением самолета, за время эксплуатации "Боингов" 737-800 во всем мире. Всего в катастрофах лайнеров этого типа погибли 277 человек.
Влад Гордеев