Вот уже почти три месяца прошло с момента формального создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, но страсти вокруг него не утихают. Во-первых, бизнес мало-помалу начал разбираться, чем ему грозит тесное сотрудничество трех стран, а, во-вторых, сами чиновники, увлекшись идеями воссоздания "малого СССР", строчат один за другим проекты новых соглашений.
Еще год назад объединение России, Белоруссии и Казахстана хоть в какой-то реально работающий союз казалось делом практически невозможным: слишком уж по-разному устроены экономики трех стран, слишком различаются задачи трех государств в глобальной политике. Именно политики в речах чиновников, рассуждающих о едином экономическом пространстве, было намного больше, чем здравого смысла собственно экономики.
За год ничего не изменилось: Казахстан, Белоруссия и Россия не изменили структуру своих ВВП, а политические мотивы объединения по-прежнему гораздо яснее макроэкономических. И тем не менее, Союз уже построен: часть документов вступила в силу 1 января 2010 года, а часть начнет действовать с 1 июля. Именно летом должна заработать единая таможня, а также вступить в силу единые пошлины для физических лиц трех государств.
То, что документы разрабатывались в спешке, стало понятно уже зимой, когда Таможенный союз неожиданно оказался преградой для импорта в Россию целого ряда товаров – от витаминов и вина до ноутбуков и оборудования для сетей 3G. С Белоруссией у России сразу же возник конфликт из-за нефтяных пошлин. Сорван был и экспорт нефти из России в Казахстан.
Ни одна из этих неурядиц не заставила чиновников усомниться в необходимости создания Таможенного союза. Представители российского, белорусского и казахского бизнеса поняли это через несколько месяцев после формального основания альянса, и начали вместе придумывать, как бы повлиять на чиновников. Пока Таможенный союз грозит предпринимателям убытками, а не мифическими 400 миллиардами долларов, которые наобещал союзу Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Спасти отрасль
17 марта российский деловой портал Slon опубликовал письмо к комиссии Таможенного союза, подписанное несколькими российскими авиакомпаниями, а также белорусской Belavia и казахской Air Astana. В письме бизнесмены просят освободить авиакомпании от уплаты пошлин на самолеты и запчасти к ним – либо насовсем, либо временно.
Пошлины на иностранные самолеты, напомним, были введены в России для поддержки местного авиапрома – страна, у которой есть "Сухой", "Иркут" и "Ильюшин", претендует на место "великой авиационной державы", хотя в год производит чуть больше десятка гражданских лайнеров. Получается, что своих самолетов России не хватает, а за чужие авиакомпаниям надо платить огромные пошлины, что делает их бизнес невыгодным.
По данным Минэкономразвития, Белоруссия является мировым лидером по применению ограничительных мер против российских товаров. Чиновники насчитали 23 меры, применяемые в Белоруссии, и всего 17 – в ЕС. Так что союз союзом, а ограничительные меры членами таможенного соглашения отменяются пока крайне неохотно.
Спор о дополнительных сборах на самолеты в России идет не один год. Иногда лобби авиаторов оказывалось сильнее, и пошлины на некоторые типы самолетов временно обнулялись. При принятии документов по Таможенному союзу, тем не менее, самолеты решено было включить в список товаров, облагаемых дополнительным сбором.
Если в России пошлины на самолеты имеют хоть какой-нибудь смысл, то в Казахстане и Белоруссии они вообще абсурдны: эти страны самолеты просто не производят, поэтому им давить на местные авиакомпании ограничительными мерами нет никакого резона.
"Нигде в мире не применяются таможенные пошлины на ввоз самолетов", - обращают внимание авиакомпании, подписавшие воззвание к чиновникам. Те пока молчат.
Авто из Белоруссии
Еще одной отраслью, которая пострадала от Таможенного союза, стала машиностроительная. Но не вся, а только некоторые компании.
В начале февраля экспертный комитет Таможенного союза составил список автопроизводителей, которые могут ввозить комплектующие для сборки авто по льготным ставкам. В перечень попали "Азиа Авто" в Казахстане, "Юинисон" в Белоруссии, а также сборочные предприятия в России.
Однако в списке не оказалось таких крупных заводов, как совместное предприятие Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors, которое достраивается в Калуге, обратили внимание "Ведомости". В Минпромторге изданию пояснили, что речь идет, скорее всего, о технической ошибке, но сотрудники Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors наверняка пережили несколько не очень приятных дней – без льготных ставок на ввоз запчастей собирать в России авто становится гораздо менее выгодным.
В Белоруссии другая сложность: там пострадали те, кто ввозил автомобили из Европы и продавал их на местном или российском рынке. Дело в том, что в Белоруссии до 2010 года стоимость "растаможки" была гораздо ниже, чем в России: по данным тех же "Ведомостей", в 6-8 раз. С 1 июля ставки будут унифицированы, но не на белорусском, а на российском уровне. Таким образом, многие белорусские импортеры рискуют разориться.
Киндзмараули возвращается?
Но есть от создания Таможенного союза и плюсы – особенно для тех, кто считает, что запрет на ввоз в Россию грузинского вина был продиктован политическими, а не санитарными причинами.
Дело в том, что России теперь придется согласовывать запреты на ввоз того или иного продукта с другими членами Таможенного союза. В Белоруссии же и Казахстане грузинское вино считают абсолютно нормальным, так что российским чиновникам либо придется в срочном порядке доказывать наличие в алкоголе вредных примесей, либо смириться с допуском "Киндзмараули" и "Хванчкары" на прилавки.
Кроме грузинского вина на рынок может вернуться и минералка "Боржоми", а из США "прилетят" "ножки Буша". Сейчас Россия практически полностью запретила их импорт, так как с 1 января в стране действует новое постановление Роспотребнадзора, снизившее предельное содержание хлора в растворе для обработки курицы. Производители из США к изменению условий торговли в России не подготовились, и сейчас "ножки Буша" не соответствуют отечественным требованиям. Отечественным, но не Таможенного союза.
Есть, правда, одно "но". В конце января премьер-министр России Владимир Путин уже заявил, что не допустит проникновение в Таможенный союз "проблемных" товаров. Какие именно товары могут считаться "проблемными", Путин не уточнил, но вполне возможно, что он имел в виду именно грузинское вино и американскую курятину.
…и чиновник тоже
Писательская активность в связи с созданием Таможенного союза обнаружилась не только у бизнесменов и журналистов. За дело взялись и чиновники, в спешном порядке придумывающие целый ряд документов.
18 марта портал Slon опубликовал разработанный в России проект базового макроэкономического соглашения между тремя странами. Отечественные чиновники предлагают партнерам формировать единую бюджетную политику, согласовывать друг с другом объемы государственного долга и вместе прогнозировать цены на нефть, динамику мирового ВВП и курсов валют.
Отсюда не далеко и до единого валютного пространства, о котором чиновники вновь начали рассуждать в марте 2010 года. По словам вице-премьера Игоря Шувалова, работа над единой валютой может начаться в 2012 году, после того как страны создадут единое экономическое пространство.
Вместе с базовым макроэкономическим соглашением в России разработали и конкретные договоры по сельскому хозяйству, пошлинам, естественным монополиям, промышленным субсидиям и особым экономическим зонам. Источники портала подчеркивают, что пока эти соглашения можно воспринимать как "наброски".
Именно одобрение этих конкретных документов покажет, насколько весь проект Таможенного союза является политическим. Ведь когда дело переходит с базовых принципов на отдельные отрасли, на законодателей начинают влиять и лобби промышленных групп, и просто здравый экономический смысл. Если документы будут одобрены быстро, значит, чиновникам оказалась важнее политика. С другой стороны, если дело затянется, единое экономическое пространство может вообще не быть создано: во всяком случае, в рамках ЕврАзЭс бывшие советские республики по конкретным вопросам договориться так и не смогли.