В пятницу 2 апреля Донецкий окружной административный суд признал незаконным указ президента Украины о присвоении Степану Бандере звания "Герой Украины". Половина страны возликовала: этот указ был плевком в душу всех тех, кто лидера ОУН героем считать отказывался. Другая половина возмутилась: для них Бандера - один из немногих настоящих героев. Судебные разбирательства по этой теме неизбежно продолжатся, но справедливого для всех решения не будет.
С самого начала надо признать одну вещь: присвоение Степану Бандере звания "Герой Украины", равно как и отмена этого решения, лежат не в юридической, а в политической плоскости. Проще говоря, справедливого судебного решения по этому вопросу быть не может.
Лидер Организации украинских националистов (ОУН) еще очень долго будет пособником нацистов для большинства жителей востока страны и борцом за независимость на ее западе. Может быть, после десятилетий всесторонних исторических исследований Донбасс и Галичина могли бы прийти к общему мнению относительно роли Бандеры и его соратников. Тогда, пожалуй, и надо было бы спокойно обсудить и решить - присуждать ему звание Героя или нет.
Но сейчас компромисс в этом вопросе невозможен. Ситуация усугубляется и тем, что в эту рану на теле украинской истории постоянно лезут своими - не очень чистыми - пальцами политики всех мастей.
Бывший президент Виктор Ющенко и вовсе забил туда кол, сделав лидера ОУН Героем. До этого момента в обществе был своего рода негласный компромисс: Западная Украина считала Бандеру своим героем явочным порядком: ему ставили памятники, его именем называли улицы, на его примере воспитывали детей.
На востоке страны ничего такого не происходило. Напротив: там ставили памятники жертвам УПА (боевого крыла ОУН), а также чествовали ветеранов, сражавшихся против националистов. Параллельно историки, публицисты и журналисты старались более или менее спокойно выяснить, кем же на самом деле был лидер ОУН. Споры бывали и жаркими, но в них по строчке, по дате, по имени рождалась истина. Стали появляться первые штрихи некоей общей картины.
Однако решение Ющенко существенно обострило конфликт, на первые роли вновь вышли не ученые, а политизированные до мозга костей радикалы, у которых мнения два - свое собственное и неправильное. Историкам места не осталось: какие тут исследования и диспуты, если за них все уже решил глава государства?
Националисты упивались победой, их оппоненты начали готовить "ответный удар". И он был нанесен.
Новым президентом Украины страны стал "пророссийский" Виктор Янукович. Внешняя политика страны круто развернулась в сторону России, министром образования назначили ненавидимого западом страны Дмитрия Табачника, который тут же существенно расширил права русского языка в школах и вузах.
Но этим дело не ограничилось. Будучи в Москве, Янукович пообещал "решить вопрос" с геройством Бандеры до 9 мая. Если продолжать предложенную аналогию, он вознамерился выдернуть забитый Ющенко кол. А подобная операция может оказаться даже еще болезненнее.
Однако новые власти решили не подставлять президента под гнев националистов. Для "дегероизации" Бандеры избрали обходной путь: через суды. Иск подал донецкий юрист Владимир Оленцевич, который прославился тем, что безуспешно добивался запрета на произнесение Виктором Ющенко слова "жопа".
На этот раз к его доводам прислушались: Донецкий окружной суд признал указ Ющенко о присвоении лидеру ОУН почетного звания незаконным. Причем в мотивировочной части "геройство" Бандеры под сомнение не ставилось, указ отменили по формальной причине: ни минуты своей жизни награжденный не был гражданином Украины. А Героем, согласно статусу награды, могут стать только обладатели синего паспорта с Тризубом.
Это решение вызвало ожесточенные споры среди юристов: одни говорят, что по озвученной выше причине Ющенко не имел права награждать Бандеру, другие - что суд не имел права отменять это решение. Вторые в своих рассуждениях ссылаются на закон о государственных наградах, который прямо гласит, что лишить их может лишь президент, да и то - после решения суда о том, что награжденный признан виновным в совершении тяжкого преступления.
В общем, с юридической точки зрения в этом деле полная каша, в которой специалистам еще предстоит разобраться. Скорее всего, Бандеру все-таки лишат звания "Герой Украины" без привлечения президента. Апелляции, которые обещают подать сторонники его награждения, имеют мало шансов на успех: судебная система понемногу встраивается в "вертикаль власти" Януковича, идти на открытый конфликт с президентом никто из судей не хочет.
На Западной Украине это решение, безусловно, вызовет бурю возмущения. Но, в сущности, там ничего не изменится. Новые власти уже объявили, что сносить памятники лидеру ОУН не будут, а марши ветеранов УПА запрещать не собираются.
Восток страны "дегероизацию" Бандеры одобрит, но бурной радости от жителей Донбасса ожидать не приходится - сейчас у людей полно других проблем.
Есть надежда, что ролью ОУН и УПА во Второй Мировой войне снова займутся профессиональные историки, а не дилетанты-политики.