Бывшую премьер-министра Украины Юлию Тимошенко вызвали на допрос в Генеральную прокуратуру. Следователей заинтересовали ее данные о том, что Партия регионов заносит в Конституционный суд миллионные взятки. Если свои слова Тимошенко подтвердить не сумеет, регионалы, как и обещали, заставят ее "ответить за базар".
На Украине многие говорили, что за Юлией Тимошенко и ее сторонниками следователи придут сразу после победы Виктора Януковича на президентских выборах. На это, в частности, указывал тот факт, что едва ли не на первой встрече с генеральным прокурором Александром Медведько новый президент поручил ему проверить деятельность правительства Тимошенко.
Однако тогда арестов и повесток не случилось - у новых властей была куча других дел: формирование коалиции и правительства, распределение постов в Киеве и регионах.
Но к апрелю процесс формирования новой правящей элиты в целом был завершен: коалиция в Раде состоялась, правительство приняло присягу, большинство губернаторов назначены. Дошли руки и до Тимошенко, которая, на радость сторонникам Януковича, в пылу политической борьбы сама здорово подставилась, голословно обвинив регионалов в очень серьезном преступлении.
Сначала небольшая предыстория: Партия регионов смогла продавить через Верховную Раду поправки в закон о регламенте, позволяющие формировать коалицию не только фракциям, но и депутатам. Это дало сторонникам Януковича возможность сформировать парламентское большинство и утвердить новое правительство.
В БЮТ эти поправки объявили незаконными, новую коалицию и кабинет министров, соответственно, тоже. Недовольство Тимошенко и ее сторонников было вполне объяснимо: в результате действий регионалов она потеряла пост премьера, а они - большинство в парламенте.
Иск о законности новой редакции регламента был направлен в Конституционный суд, который, по идее, спокойно и непредвзято должен был рассудить оппонентов. Тут предыстория и заканчивается, начинается история.
29 марта Тимошенко, похоже, узнала что-то такое, от чего у нее не выдержали нервы. Она вышла к журналистам и заявила, что представители Партии регионов предлагают судьям по миллиону долларов за нужное властям решение. Ссылалась она при этом на слова самих судей.
Обвинение нешуточное, но никаких доказательств лидер БЮТ не привела. Вместо этого она пригрозила отставкой тем членам КС, кто проголосует за законность коалиции и правительства.
Немного опешивший от такого поворота событий руководитель Конституционного суда Андрей Стрижак выступил по украинскому телевидению: "Если вчитаться в текст - это прямая угроза судьям. Почему у нас такое творится? Возможно, таким способом кто-то решает дела? Возможно?"
Ответа от Тимошенко он не дождался. Зато свое слово сказали регионалы. Но их реакция была не растерянной, а крайне жесткой. Депутат Елена Бондаренко сказала, что если слова главы БЮТ подтвердятся, то дело должно быть рассмотрено, а виновные - наказаны. Если нет, то судить надо будет саму Тимошенко.
"За базар надо отвечать. Вот это базар. За этот базар нужно отвечать, если это не так", - сторонница Януковича перешла на лагерную лексику. В БЮТ эти слова пропустили мимо ушей. И, как выяснилось, зря. "Пацан сказал - пацан сделал": спустя неделю Тимошенко получила повестку в Генеральную прокуратуру.
Сразу после этого бывшая премьер, не обладающая, кстати, неприкосновенностью, созвала брифинг. Гневно потрясая повесткой, она рассказала, что в стране начались гонения на оппозицию, что Янукович и его "подручные" из Генпрокуратуры намерены запугать ее, но у них ничего не выйдет.
"Янукович еще не вышел политическим ростом вместе со всей своей камарильей, чтобы меня пугать", - сказала бывший премьер. Выглядела она при этом, однако, взволнованной.
Несколько слов она посвятила и грядущему рассмотрению в КС иска о законности коалиции. Обличительный тон Тимошенко сменился сначала заискивающим - она скромно понадеялась, что судьи "не будут собственноручно насиловать конституцию". Но все-таки сорвалась на угрозы, повторив, что будет добиваться отставки тех судей, кто примет "неправосудное" решение.
Регионалы же, похоже, на сей раз настроены решительно. Министр юстиции Александр Лавринович, в частности, напомнил, что оказывать давление на суд нельзя, а Тимошенко, по его мнению, именно этим и занимается. Кроме того, в заявлениях Тимошенко он усмотрел еще одно потенциальное нарушение закона: "То, что она дает понять, что знает возможное решение Конституционного суда, свидетельствует о том, что она незаконным способом получает информацию, которая готовится в режиме совещательной комнаты”.
Тучи над головой Тимошенко сгущаются, а возможности для маневра - сокращаются. Совсем недавно она умудрилась разругаться с руководителем Верховного суда Украины Василием Онопенко - одним из немногих своих сторонников, сохранивших за собой реальную власть.
Многим соратникам Тимошенко становится неуютно в ее окружении. Один за другим они покидают БЮТ. Последним, наиболее серьезным ударом для Тимошенко стал переход главного юриста блока Андрея Портнова на работу в администрацию Януковича. Этот человек, кстати, был представителем Тимошенко во всех судах, поэтому он наверняка знает, откуда у нее появилась информация о миллионных взятках судьям КС. И, в случае необходимости, использует эти данные во благо новых друзей.
Уже сейчас вокруг Тимошенко регионалы сумели создать атмосферу обреченности и недоверия. Когда следователи начнут выяснять, как расходовались средства кредитов МВФ, а также из каких источников лидер БЮТ финансировала свою предвыборную кампанию, ее положение может только ухудшиться.
Но сажать ее новые власти, скорее всего, не станут. Им не выгодна Тимошенко в терновом венце и белых одеждах. Регионалов вполне устроит, если от нее один за другим отвернутся сначала соратники, потом - сторонники, а затем ее и вовсе все забудут.
Пока же этот процесс только начинается - 7 апреля лидер БЮТ собирается дать показания в Генеральной прокуратуре.