Военно-воздушные силы США финансируют сразу несколько программ модернизации самолетов-заправщиков, которые в перспективе должны не только облегчить процесс заправки истребителей, но и расширить функционал самих танкеров. В частности, процесс опознавания самолетов и их принадлежности будет полностью автоматическим, а заправщики смогут "доливать" топлива и беспилотникам.
Как в магазине
В середине апреля 2010 года ВВС США начали испытание новой системы распознавания самолетов для воздушных заправщиков. Идея такой системы была позаимствована у супермаркетов, где она используется для быстрого считывания информации о том или ином продукте, например его стоимости и сроке годности. В испытаниях ВВС принимают участие танкер KC-135 Stratotanker, оборудованный автоматической системой идентификации самолетов (ARAI), и истребитель F-16 Fighting Falcon, на котором установлена специальная радиометка (RFID).Замысел ВВС довольно прост. Согласно действующим правилам, оператор заправщика должен визуально определить тип заправляемого самолета и его бортовой номер, а затем по радиосвязи с пилотом установить принадлежность истребителя к той или иной эскадрилье. Всю полученную информацию необходимо внести в бортовой компьютер заправщика. Только после выполнения этой процедуры оператор может приступить к заправке.
Существование столь сложной системы обусловлено тем, что в США оплачивать стоимость перекачанного на истребитель топлива должна та эскадрилья, к которой он приписан. Тем не менее, во время заправки по разным причинам в записи операторов заправщиков нередко вкрадываются ошибки, из-за которых за потребленное топливо платит не та эскадрилья либо оказывается, что была произведена заправка самолета из несуществующей части ВВС. Создание радиометок призвано устранить такие ошибки.
В RFID самолетов предлагается записывать информацию о типе летательного аппарата, его принадлежности к той или иной эскадрилье, бортовом номере, пилоте, времени полета, остатках топлива в баках и многом другом. Эти сведения будут считываться ARAI заправщика и автоматически заноситься в реестр бортового компьютера. Таким образом, удастся избежать ошибок в опознавании самолетов. Кроме того, использование радиометок позволит ускорить процесс заправки.
Еще одной положительной стороной использования радиометок является возможность точного опознавания заправляемых самолетов в ночное время в условиях радиомолчания. На самолетах ВВС США планируется использовать пассивные RFID, "отдающие" записанную на них информацию только при получении слабого радиоимпульса определенной частоты извне - в данном случае, от ARAI. Такая система не нарушит режима радиомолчания, но при этом позволит оператору получить исчерпывающую информацию о заправляемом самолете.
Ожидается, что испытание системы ARAI/RFID займет несколько месяцев. По итогам серии испытаний их результаты будут направлены Командованию ВВС США, которое будет принимать решение о внедрении такой системы на все военные самолеты.
Горючка для беспилотников
Использование новых радиометок может особенно пригодиться при заправке в воздухе беспилотных летательных аппаратов, войсковую принадлежность которых невозможно установить по радиосвязи. Впрочем, конструкция самих беспилотников и не подразумевает наличия модулей обычной радиосвязи - установленные системы обеспечивают только связь с наземными системами управления.Сложно предсказать, когда американские беспилотники научатся заправляться в воздухе, но разработки в этой области уже активно ведутся. В частности, в марте 2010 года американская компания Northrop Grumman провела десять испытаний, в которых проверялась работа нового программного обеспечения, основанного на технологии относительной навигации. Такое ПО будет в перспективе использоваться на беспилотниках и отвечать за процесс сближения аппарата и заправщика и за саму заправку.
В испытаниях принимал участие пилотируемый самолет Learjet с установленным на бортовой компьютер программным обеспечением. Это ПО работало совместно с прибором LN-251, который совмещает в себе 24-канальную систему глобального позиционирования и систему инерциальной навигации. В ходе испытаний ПО Northrop Grumman выводило на экран команды по управлению самолетом, а пилоты их в точности выполняли. Таким образом, Learjet номинально выполнял роль беспилотника.
Во время испытаний ошибка программного обеспечения в точности позиционирования составила всего один метр - на такое расстояние сумел приблизиться самолет к заправочной штанге танкера KC-135. При этом горловина Learjet оказалась почти точно под штангой заправщика. Сейчас Northrop Grumman занимается доработкой своей системы, требующей обмена данными о местонахождении между танкером и БПЛА. В ближайших планах компании - уменьшить ошибку позиционирования до нескольких сантиметров. Такую погрешность уже сможет скорректировать оператор танкера, управляя штангой.
Следует отметить, что руководство Пентагона сделало ставку на беспилотные летательные аппараты. В ближайшие двадцать лет число беспилотников на вооружении США вырастет в четыре раза. Численность одних лишь тяжелых боевых БПЛА увеличится с 220 до 900. При этом число пилотируемых летательных аппаратов сократится на десять процентов. Это означает, что наличие возможности дозаправки беспилотников в воздухе будет просто необходимо.
Сейчас Northrop Grumman занимается разработкой палубного боевого беспилотника X-47B UCAS, который создается для ВМС. Этот аппарат, помимо стандартного набора функций, будет иметь возможность не только заправляться в воздухе, но и выступать в роли заправщика. Технические требования к реактивному X-47B предусматривают возможность вести патрулирование на протяжении 2-4 суток, что подразумевает заправку в воздухе.
В большой семье
ВВС США сейчас проводят тендер на создание и поставку 179 самолетов-заправщиков нового поколения стоимостью 35 миллиардов долларов. Заявку на участие в конкурсе уже подал концерн Boeing, который предлагает заправщик на базе KC-767-200 с новой цифровой кабиной пилота, заправочной штангой с электронным управлением и высокой скоростью перекачки топлива. Других участников в тендере пока нет.Применение в новых заправщиках технологии ARAI/RFID и системы наведения для БПЛА позволит значительно расширить функционал самолетов и, очевидно, интегрировать их в новое "семейство" дальних ударных систем, разработкой которого в будущем году займется Пентагон. Это семейство, возможно, будет включать в себя и орбитальные беспилотники, и бомбардировщики, и гиперзвуковые ракеты, и баллистические ракеты с обычной боеголовкой. Можно предположить, что автоматическим заправщикам место в "семействе" тоже найдется.
В США сейчас также формируются требования к истребителю шестого поколения, который, предположительно, должен стать беспилотным гиперзвуковым авиационным комплексом, включенным в единую информационную систему Пентагона. Учитывая, что США сейчас ведут военные действия в далеких Ираке, Афганистане и Пакистане, возможность дозаправки для таких самолетов будет обязательной.