На совещании с главой Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым 24 мая премьер-министр Владимир Путин раскритиковал металлургов за повышение цен на прокат. Повторения сюжета двухлетней давности с "вызовом доктора" к главе "Мечела" Игорю Зюзину, однако, не получилось: на этот раз премьер был аккуратен в своих высказываниях. В результате акции металлургов подешевели всего на несколько процентов.
"Но это совсем не повод"
Основной смысл речи Владимира Путина о состоянии дел в металлургии заключался в том, что Федеральная антимонопольная служба должна изучить деятельность тех российских компаний, которые повысили цены на прокат. "Понятно, что могут расти издержки. Понятно, что ситуация в экономике складывается иначе. Но это совсем не повод для того, чтобы совершать резкие скачки по ценообразованию", - цитировал премьера "Интерфакс".
Почему премьер выбрал для обсуждения именно ситуацию в металлургии, не очень понятно, но глава ФАС оказался к такому повороту событий готов. По словам Игоря Артемьева, чиновники уже возбудили дело в отношении "Евраза", одной из крупнейших металлургических компаний страны. В ФАС считают, что "Евраз" мог устанавливать монопольно высокие цены на свою продукцию.
В "Евразе", впрочем, сразу же отметили, что никаких извещений от антимонопольщиков не получали. Но даже если Игорь Артемьев и немного поторопился отчитаться перед Путиным, то сомнений нет: в ближайшее время "Евразом" займутся самым пристальным образом. За примером далеко ходить не надо: два года назад в похожей ситуации оказался конкурент "Евраза" на российском рынке – компания "Мечел". Итог той громкой истории известен: штраф на 790 миллионов рублей, изменение контрактов и огромные потери "Мечела" в капитализации.
"Зачистить все эти проблемы"
Удар по "Мечелу" Владимир Путин нанес в июле 2008 года, еще не до конца освоившись в новом для себя кресле премьера. Речь тогда шла не о поставках металла, а о коксующихся углях. "Собственника, руководителя пригласили [на совещание – прим. Лента.Ру], а он вдруг заболел. Конечно, болезнь есть болезнь, но думаю, что ему нужно как можно скорее выздороветь. Иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы", - сказал Путин про главу и основного владельца "Мечела" Игоря Зюзина.
Этот "экспромт" премьера (как впоследствии называли данный пассаж деловые СМИ) стал самым жестким высказыванием Путина за все время премьерства: будучи президентом, он позволял себе и не такое, но с понижением в статусе, как кажется, вовсе перестал "импровизировать".
На "Мечел" Путин "натравил" не только антимонопольщиков, но и Следственный комитет при Генпрокуратуре. Больше всего премьеру не понравилось, что "Мечел" продает угли за рубеж дешевле, чем местным потребителям.
Для рынка "экспромт" Путина был совсем неожиданным – депозитарные расписки "Мечела", торговавшиеся в США, обвалились сначала на 20 процентов, а потом и больше чем на 30 процентов. Трейдеры опасались, что от "Мечела" в результате атаки чиновников ничего не останется. По рынку даже поползли слухи о "втором ЮКОСе" – слишком свеж был пример того, как от успешной компании за несколько лет не остается и следа.
Но всем "черным" прогнозам не суждено было сбыться. "Мечел" довольно оперативно договорился с антимонопольщиками, выплатил штраф, переписал контракты, и обещание "прислать доктора" стало забываться. Тем более что вслед за "Мечелом" контракты принялись переписывать и другие компании. "Урок", как назвал ситуацию помощник президента Аркадий Дворкович, не прошел даром.
Повторение – мать учения
Через два года после истории с "Мечелом" Владимир Путин, похоже, решил повторить урок. Вот только того же резонанса, что и два года назад, не вышло: то ли из-за мягкости высказывания премьера, то ли из-за того, что основной удар пришелся по "Евразу" – компании, часть которой принадлежит сверхлояльному к властям бизнесмену Роману Абрамовичу.
Депозитарные расписки "Евраза", торгующиеся в Лондоне, просели по итогам дня на 4,82 процента – результат, несравнимый с обвалом "Мечела". Другие металлургические компании в России также не слишком пострадали от слов Путина: "Мечел" потерял 3,84 процента, Магнитогорский металлургический комбинат – 1,77 процента, а "Северсталь" даже подорожала на 0,8 процента.
"Коммерсант" в статье, посвященной "Евразу", приводит одну интересную подробность: цены на сталь в результате кризиса упали сильнее цен на другие товары. К 2010 году вернуться к прежним уровням они не успели. Следовательно, дело в данном случае может быть не столько в монополизме отдельных компаний, сколько в восстановлении всего рынка в целом.
Не только "Евраз"
"Урок" двухлетней давности показывает, что подобные дела вряд ли могут коснуться только одной компании. Вслед за претензиями к "Мечелу" в 2008 году было возбуждено дело и в отношении все того же "Евраза".
В 2010 году сюжет, скорее всего, повторится. Во всяком случае, деловым изданиям уже удалось узнать, что у ФАС есть жалобы и на "Мечел", и на "Северсталь", и на "Магнитку". Жаловались, по данным "Ведомостей", три компании: крупнейший производитель вагонов в стране "Уралвагонзавод", РЖД и "АвтоВАЗ". При этом "Уралвагонзавод" действовал наиболее решительно и отправился с жалобами сразу к вице-премьеру Игорю Сечину. Именно он, по данным СМИ, готовил речь для Путина по "делу Мечела".
Одна из крупнейших частных компаний в России. Она занимается выпуском не только стали, но и угля, а также ванадия. В РФ основными активами "Евраза" являются Нижнетагильский, Западно-Сибирский и Новокузнецкий металлургические комбинаты, а также Качканарский и Высокогорский горно-обогатительные комбинаты.
Вот тут-то и возникает вопрос – а почему в качестве главной жертвы выбран именно "Евраз", а не любая другая из металлургических компаний России? В ФАС утверждают, что нашли в "Евразе" нарушения, а у его конкурентов – не нашли, хотя и продолжают искать. Другую версию опубликовали "Ведомости": по данным издания, ссылающегося на источник, близкий к администрации президента, выпад против "Евраза" должен показать, что власти реагируют на аварию на шахте "Распадская". Та, напомним, входит в одноименную компанию, которая на 40 процентов принадлежит "Евразу".
Впрочем, сам "Евраз" отмечал, что оперативного управления "Распадской" практически не ведет. Да и связь между аварией на угольной шахте и ценами на прокат не выглядит очевидной. В ФАС, естественно, утверждают, что с "Распадской" это дело никак не связано.
Насколько масштабными будут последствия этой истории для "Евраза", станет понятно через несколько месяцев, когда ФАС расскажет, в чем именно виновен производитель и какой штраф должен заплатить. Пока же у компаний, зависящих от металла, есть отличный шанс надавить на поставщиков. В "АвтоВАЗе", например, уже заявили, что переговоры с "Северсталью" по ценам зашли в тупик, в результате чего металл на автозавод не поставляется. Для бесперебойной работы материалов осталось на несколько дней, предупреждают в "АвтоВАЗе".
Если дело не сдвинется с мертвой точки, не исключено, что "урок" Путина придется повторить еще раз.