Минобороны России намерено сформировать спеццентр по использованию беспилотников и начать подготовку требований к таким аппаратам. При этом предпочтение будет отдаваться иностранным БПЛА, поскольку российские образцы военных не устраивают ни по одному из пунктов. Погранслужба ФСБ России, в свою очередь, собирается сделать ставку именно на отечественные аппараты и покупать только их. Такое положение вещей, похоже, говорит о том, что в России не существует ни единого подхода к использованию беспилотной авиации, ни даже сколько-нибудь оформленного представления о беспилотниках.
Довольны всем
Пограничная служба ФСБ России, использующая сегодня семь комплектов российских беспилотных комплексов, намерена и впредь покупать только отечественные БПЛА, показавшие себя в ходе испытаний с лучшей стороны. С таким заявлением выступил 24 мая 2010 года заместитель руководителя погранслужбы Николай Рыбалкин. "У нас подход принципиальный - надо развивать нашу промышленность и технологии", - отметил он, добавив, что используемые ФСБ образцы аппаратов не уступают по своим характеристикам западным.
О каких именно беспилотниках идет речь, ФСБ не уточняет. Ранее заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-полковник Вячеслав Дорохин заявил, что служба использует 14 аппаратов российского производства, которые проходят опытную эксплуатацию на Северном Кавказе, в Челябинске, Калининграде, а также в Дагестане. Кроме того, военные упоминали о них во время конфликтов в Южной Осетии и Абхазии.
По словам Рыбалкина, беспилотная авиация является для ФСБ одним из важных элементов, который позволяет вести осмотр больших по площади территорий в максимально сжатые сроки. "Они позволяют в очень короткое время просмотреть очень большие пространства, как на море, так и в горах", - отметил Рыбалкин, добавив, что у обычных пограничных отрядов на выполнение этой задачи уходило бы несравнимо больше времени.
Останавливаться на достигнутом пограничники не собираются. В настоящее время погранслужба использует три вида беспилотных аппаратов, но в перспективе намерена расширить их номенклатуру. "У нас сейчас есть интересные разработки, которые мы еще только планируем внедрять, идет обмен опытом с нашими зарубежными коллегами", - отметил Рыбалкин. Как уточняет ИТАР-ТАСС, речь, в частности, может идти об аппаратах, способных сбивать баллистические ракеты противника.
Недовольны всем
Если ФСБ России довольна российскими наработками, то о Министерстве обороны этого сказать нельзя. В частности, руководитель этого ведомства Анатолий Сердюков и главнокомандующий ВВС Александр Зелин неоднократно подвергали жесткой критике российские беспилотники, которые, по их словам, не удовлетворяют требования военных ни по одному пункту. К слову, свои требования к беспилотным аппаратам российские военные не раскрывают, а та информация, что доступна в прессе, настолько размыта, что не позволяет составить сколько-нибудь четкое представление о них.
В начале апреля 2010 года замминистра обороны Владимир Поповкин объявил, что военное ведомство потратило на разработку и испытания беспилотников пять миллиардов рублей, но никаких приемлемых результатов не добилось. "У кого что было в стране, мы все собрали, разработав программу испытаний. Эту программу испытаний не выдержал ни один беспилотник", - отметил он. Между тем, военные все чаще заявляют о растущей потребности в беспилотной авиации.
По словам Зелина, "в результате перехода российской армии к новому облику" доля беспилотников будет составлять сорок процентов от общего объема боевой авиации. Затыкать беспилотные дыры Министерство обороны России, очевидно, намерено иностранными аппаратами. Так, в 2009 году были потрачены 53 миллиона долларов на покупку 12 израильских БПЛА, а в апреле текущего года генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов объявил о состоявшейся покупке еще 15 аппаратов.
Кроме того, по словам того же Чемезова, Россия намерена создать совместное с Израилем предприятие по производству беспилотных аппаратов. Израильскую сторону будет представлять госкомпания Israel Aerospace Industries. Окончательное решение о создании СП будет принято после того, как Министерство обороны России завершит испытания израильских беспилотников. Как ожидается, произойдет это не раньше лета 2010 года, когда военное ведомство завершит подготовку операторов беспилотников.
Странный подход
24 мая 2010 года Сердюков объявил, что в России будет создан специальный центр по использованию беспилотников. После этого военные приступят к формированию требований к беспилотным летательным аппаратам, которые планируется покупать. "Если наша "оборонка" будет в состоянии производить такие БПЛА, то - пожалуйста, мы готовы их закупать", - заявил Сердюков. При этом министр отметил, что "в любом случае собирать беспилотники можно на территории России".
Подход этот кажется странным самой последовательностью действий. В любой стране мира, прежде чем что-либо испытывать и покупать, военные формируют требования к технике. Российские военные, похоже, пошли по другому пути. Не обнародовав требования к аппаратам, они провели их испытания, по каким-то причинам остались недовольны отечественными образцами, после чего закупили достаточно крупную партию аппаратов у Израиля и только тогда начали формулировать требования к БПЛА. Возможно, на самом деле все обстоит иначе, но на основании заявлений военного руководства, складывается именно такое впечатление.
Следует отметить, что Россия отстала от остального мира не только в области разработки беспилотников, но и в законодательстве. В частности, до сих пор не разработана законодательная база, позволяющая использовать БПЛА в едином воздушном пространстве страны. Кроме того, не существует и нормативно-правовой базы в отношения сертификации БПЛА, соблюдения норм безопасности, подготовки специалистов и лицензирования производства беспилотников.
Во всяком случае, российская отрасль, занятая в производстве беспилотников, уже может предложить российским военным аппараты, сопоставимые по характеристиками с мировыми образцами. Например, санкт-петербургская компания "Транзас" разработала БПЛА "Дозор-600", который является своего рода аналогом американского MQ-1 Predator, широко используемого войсками США в Ираке и Афганистане.
Ударный "Дозор-600" относится к классу тяжелых средневысотных БПЛА с большой продолжительностью полета. Беспилотник предназначен для обнаружения и идентификации объектов противника в режиме реального времени. Однодвигательный "Дозор-600" способен нести полезную нагрузку массой 120-220 килограммов и совершать автономные полеты на протяжении 30 часов. Испытания аппарата намечены на 2010 год.
Максимальная скорость полета "Дозор-600" составит до 210 километров в час, а дальность действия - 3,7 тысячи километров. Аппарат сможет подниматься на высоту до 7,5 тысячи метров. По этим характеристикам российский аппарат сопоставим с Predator и уступает ему только по грузоподъемности - у "американца" этот показатель составляет около 500 килограммов. Но с другой стороны, при достаточном уровне финансирования вполне можно разработать более грузоподъемную версию "Дозора".
Сейчас российские компании ведут разработку сразу нескольких беспилотников, включая "Дань-Барук" КБ "Сокол" и "Скат" компании "МиГ". Последний будет реактивным ударным комплексом. В перспективе Россия может получить Ту-300 - реактивный разведывательно-ударный комплекс средней дальности. Этот аппарат еще только разрабатывается в КБ "Туполева". По предварительной информации, Ту-300 будет основан на Ту-243 "Рейс-Д" и сможет нести вооружение массой до тонны. Свой вариант БПЛА создает и ОКБ "Сухого".
При таком количестве предложений почти готовых и разрабатываемых беспилотных систем остается только удивляться неспособности Министерства обороны отобрать более-менее подходящий вариант, сопоставимый с израильскими беспилотниками. Во всяком случае, если абсолютно вся техника у них летает не так, как надо, то может быть, все дело не в ней, а в тех, кто ее выбирает?