Ремонт Ленинградского шоссе, затеянный столичными властями, стал причиной не только многокилометровых пробок, к которым Москва уже давно привыкла. Неожиданное перекрытие одной из самых загруженных магистралей города испортило отдых многим туристам, опоздавшим на свой рейс в "Шереметьево", и в конечном итоге привело к конфликту руководства аэропорта с московским правительством.
Сюрприз, сюрприз
В субботу, 26 июня, тысячи москвичей неожиданно обнаружили, что Ленинградское шоссе на 24-м километре практически перекрыто. На мосту через Октябрьскую железную дорогу было оставлено для проезда всего две полосы - в Москву и из Москвы. Одновременно были блокированы съезды на шоссе с внешней стороны МКАД в сторону области, а также перекрыто Международное шоссе, ведущее из аэропорта "Шереметьево" в сторону города.
Неудивительно, что в результате Ленинградку парализовали http://russos.livejournal.com/712974.html target=_blank>многокилометровые пробки. "Забитыми" под завязку оказались и все пути объезда - Дмитровское и Новорижское шоссе, а также дороги, идущие через Куркино и Старбеево.
Направляющиеся в сторону области водители пребывали в замешательстве, съезжая с МКАД на Ленинградку и упираясь в бетонные блоки, которыми было перекрыто шоссе. Ситуацию усугубляло почти полное отсутствие предупреждающих знаков. Как пишет один из пользователей ЖЖ, в ответ на вопросы водителей о том, где же поясняющие ситуацию таблички, "гаишник отвечает, что они из области, а таблички должна Москва вешать".
Отметим, что путепровод - мост над участком железной дороги - расположен в Московской области, однако он находится в ведении столицы, которая и перекрыла Ленинградское шоссе, ссылаясь на необходимость его ремонта. 29 июня руководитель департамента ЖКХ Москвы Андрей Цыбин заявил, что починка сооружения продлится как минимум три месяца и в течение этого срока движение на магистрали будет по-прежнему ограничено.
Цыбин добавил, что сейчас департамент ЖКХ ведет переговоры с Минтрансом о передаче данного участка трассы в федеральное ведение. Сколько времени займут указанные переговоры, неизвестно.
Позднее в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзоре) сообщили, что ремонт моста необходим, поскольку сооружение сильно пострадало от коррозии. В ведомстве отметили, что ремонт нужен для обеспечения безопасности движения скоростных поездов "Сапсан", так как части разрушающегося моста осыпаются на железнодорожные пути и "любой камешек может привести к непоправимым последствиям".
ГИБДД Подмосковья уже выступило с рекомендациями (хоть и запоздалыми) водителям. Им попросту посоветовали вообще воздержаться от поездок по Ленинградке, воспользовавшись для объезда соседними шоссе - Дмитровским, Новосходненским и Пятницким. В "Шереметьево" рекомендовали пассажирам выезжать к своим рейсам сильно заранее и по возможности пользоваться железнодорожным "Аэроэкспрессом".
Устранить конкурента?
30 июня в ситуацию вмешался генеральный директор аэропорта "Шереметьево" Михаил Василенко. В своем блоге он потребовал ответа за ограничение движения на Ленинградском шоссе у мэра Москвы Юрия Лужкова. Василенко отметил, что через пробки в субботу вечером он сам не смог пробиться в Москву даже на мотоцикле, а на рейсы в аэропорт опаздывали не только пассажиры, но и пилоты.
Глава "Шереметьево" упрекнул столичную администрацию еще и в том, что ремонт моста был начат без предупреждения. "Нас даже не соизволили поставить в известность о начале ремонтных работ на этом участке. <...> аэропорт никогда бы не согласился на ограничения подъезда к аэропорту во время летних пиковых нагрузок - ведь сейчас Шереметьево обслуживает более 70 тыс. человек в день!!!" - пишет Василенко в блоге.
После перекрытия Ленинградки таксисты у станции метро Речной вокзал, ближайшей к "Шереметьево", подняли цены на проезд до аэропорта до 1,5-2 тысяч рублей.
Гендиректор "Шереметьево" особо подчеркнул, что распоряжение правительства Москвы о ремонте моста появилось еще 11 марта 2010 года, однако сами работы на огороженном участке не начаты до сих пор. "Кроме рабочих, установивших ограждения, и инспекторов ГИБДД, активно штрафующих мечущихся в попытках пробраться в аэропорт автомобилистов, я, каждый день отслеживая ситуацию, никого не заметил", - поясняет он.
"Я хочу спросить Юрия Михайловича и услышать ответ! Почему работы, которые совершенно спокойно можно было запланировать, подготовить и выполнить весной или осенью, нужно было начинать именно сейчас, в пиковое для аэропорта Шереметьево время?" - возмущается глава аэропорта.
Василенко также высказал довольно неожиданное предположение об истинной причине ограничения движения, которую, как он заметил, "г-н Лужков наверняка не осмелится признать". "Я не могу объяснить ситуацию ничем иным, кроме как тем, что 3 июля в аэропорту Внуково, принадлежащему правительству Москвы, приступят к запуску нового терминала", - пишет он. Гендиректор "Шереметьево" заявил, что обратился с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и пообещал дойти "до прокуратуры, руководителей государства".
В Минэкономразвития 1 июля заявили, что государство заинтересовано в привлечении единой управляющей компании, возможно, иностранной, для аэропортов Московского авиаузла, если собственники аэропортов придут к соглашению между собой.
В Ространснадзоре, однако, заявили, что не видят никакой связи между ремонтом моста и вводом в строй нового терминала "Внуково". Кроме того, РИА Новости приводит мнение адвоката Александра Глушенкова, который считает, что "подача исков против московских властей в этой ситуации бесперспективна", а у ФАС не найдется никаких поводов для санкций и привлечения кого-либо к ответственности. Более того, как отметил Глушенков, "никто не мешает руководству Москвы подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации по поводу этой записи в блоге".
Между тем, ФАС уже подключилась к ситуации - об этом заявил вице-премьер Сергей Иванов. Именно ему 1 июля премьер-министр Владимир Путин поручил "разблокировать" Шереметьево совместно с московскими властями. "Не добраться до 'Шереметьево', жалуются люди", - цитирует премьера "Интерфакс". - Если у нас пассажиры из 'Шереметьево' не смогут вылетать, то это будет проблема".
Свою оценку ситуации пообещали дать и в Генпрокуратуре, проведя соответствующую проверку. Официальный представитель ведомства Марина Гриднева заявила 1 июля, что "в ходе проверки будет дана оценка действиям (бездействию) органов государственного надзора (контроля) в сфере дорожной деятельности и должностных лиц, органов исполнительной власти Москвы".
Беспокойство Путина небезосновательно. Крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" уже сообщила, что "благодаря" пробкам на Ленинградке только в понедельник потеряла 700 тысяч евро. По словам представителя перевозчика Андрея Колмыкова, 1300 пассажиров "Аэрофлота" опоздали на рейсы, и авиакомпании пришлось вернуть им три четверти стоимости билетов.
Сколько еще потеряют туристы и авиакомпании от перекрытий на шоссе, можно только предполагать. Впереди много времени для подсчетов: как минимум до 1 октября, а то и дольше, мост на Ленинградке не починят.