15 июля Хассан Немази, американский банкир, являвшийся одним из крупнейших спонсоров Демократической партии США, был приговорен к 12 годам тюрьмы за мошенничество. За 11 лет Немази обманом набрал в американских банках кредитов на 292 миллиона долларов. Из этих средств он и финансировал демократов, не забывая, впрочем, и о себе любимом.
Еще год назад Хассан Немази (Hassan Nemazee), 60-летний американец иранского происхождения, считался респектабельным бизнесменом, а возглавляемая им компания Nemazee Capital слыла успешным и надежным инвестиционным фондом. Но в августе 2009 года банкира арестовали по обвинению в мошенничестве - речь шла о кредите в 74 миллиона долларов, взятом у финансовой корпорации Citigroup по фальшивым документам о платежеспособности.
А дальше - пошло-поехало. Вскоре выяснилось, что кредит Citigroup был погашен с помощью денег, занятых в других банках. Через несколько месяцев Немази обвиняли в получении незаконным путем кредитов в трех крупнейших американских финансовых корпорациях на общую сумму почти в 300 миллионов. В качестве гарантий банкир предоставлял сведения о многомиллионных активах в ценных бумагах, которых у него на самом деле никогда не было. Был и фальшивый поручитель - Немази оставлял адрес и телефон фиктивной компании, управлявшей его несуществующим богатством. Теперь уже никто не может точно сказать, занималась ли Nemazee Capital хоть когда-то легальной финансовой деятельностью.
Попав под следствие, Немази тут же раскаялся и в марте 2010 года признал свою вину. 15 июля окружной суд в Нью-Йорке признал банкира виновным в четырех эпизодах мошенничества и приговорил к 144 месяцам лишения свободы. По истечении этого срока Немази придется еще три года провести под надзором. Также предприниматель должен будет выплатить 292 миллиона долларов компенсации банкам, которые обокрал.
Банки для своих махинаций Немази выбирал со знанием дела. В списке его невольных благодетелей кроме уже упомянутой Citigroup значатся также HSBC и Bank of America - все три входят в число крупнейших финансовых корпораций мира и регулярно оспаривают друг у друга статус мирового лидера то по капитализации, то по объему активов, то по количеству офисов и представительств. У них-то Хассан Немази и набрал в период с 1998 по 2009 годы недоброкачественных кредитов.
Банкир использовал ту же схему, по какой действуют обыватели, когда открывают все новые кредитные карточки, чтобы с их помощью оплачивать долги по старым. С той, конечно, разницей, что речь у него шла не о десятках тысяч долларов, как это бывает в случае с потребительскими кредитами, а о сотнях миллионов. Ну и если простых граждан нагромождение долгов часто доводит до самоубийства, то бывшего миллионера Немази оно довело всего лишь до тюрьмы. Такая вот разница.
Любопытно, что деньги Хассан Немази тратил не только на хорошую жизнь для себя и близких, но и на куда более амбициозные проекты. Так, с конца 1990-х годов он был одним из ведущих спонсоров Демократической партии США. В 2004 году Немази был финансовым руководителем предвыборной кампании Джона Керри. В 2008 году он жертвовал средства одновременно на избирательные кампании Барака Обамы и Хиллари Клинтон. В суде Немази заявил, в частности, что именно жажда славы "творца президентов" подтолкнула его к мошенничеству.
Одновременно с финансированием демократических кампаний всех уровней, Немази жертвовал деньги на благотворительность. По оценками The New York Times, различным благотворительным и образовательным учреждениям банкир передал более 1,1 миллиона долларов. Хватило, конечно, еще и на "Мазератти", на долю в яхте, а также на квартиры и виллы в Нью-Йорке и Италии. Нужно помнить при этом, что значительная часть незаконно присвоенных Немази средств уходила на выплаты по ранее полученным кредитам.
В ходе процесса, по итогам которого Хассану Немази грозило до 20 лет лишения свободы, адвокаты банкира просили суд принять во внимание высокие мотивы и бескорыстные поступки подсудимого. К тому же адвокаты настаивали, что до 1998 года подзащитный никакой противозаконной деятельности не вел и первый кредит ему понадобился в качестве "временной меры", чтобы поправить финансовые дела.
Суд доводам защиты внял. Оглашая приговор, судья Сидни Штейн (Sidney Stein) заявил: "За свою жизнь вы сделали очень много хорошего. С другой стороны, от бесстыдства и дерзости ваших преступлений просто дух захватывает".
Немази, со своей стороны, был смиренен и скромен. "Стыд за то, что я совершил, останется со мной и после того, как я выйду на свободу, - заявил банкир. - Всю оставшуюся жизнь я буду стремиться искупить поступки, за которые сегодня предстал перед вами". От гордости и высокомерия, вынесенных в эпиграф к этой статье, не осталось и следа.
Впрочем, как справедливо заметил один из адвокатов Немази, судебный процесс поставил крест на его финансовой карьере. Маловероятно, что выйдя из тюрьмы, предприниматель, которому будет тогда 72 года, сможет взять крупный кредит и вернуться к инвестиционной деятельности. Трудно предположить также, что какая-либо компания проявит интерес к деловым качествам Немази.
Очевидно, что от неудачливого бизнесмена постараются отстраниться и все его влиятельные знакомые. Большая часть организаций, когда-либо получавших деньги от Хассана Немази, поспешила вернуть их еще до того, как с таким требованием выступили американские власти. Некоторые пошли дальше других - после ареста Немази они передали полученные от предпринимателя деньги на нужды благотворительности, но впоследствии заявили, что все равно выплатят такие же суммы властям. По оценкам The New York Times, из 1,1 миллиона, переданных Немази на неполитические цели, почти 800 тысяч вернутся правительству.
О политиках и говорить не приходится - денег они, конечно, уже не вернут (формально организаций, принимавших от Немази средства на предвыборные кампании демократов, уже не существует), но здороваться с оскандалившимся предпринимателем перестанут.