Отсрочка для Обамы

Федеральный суд ослабил аризонский иммиграционный закон

29 июля в штате Аризона вступает в силу новый иммиграционный закон - пакет мер, направленных на борьбу с нелегальной иммиграцией, который всколыхнул общественность не только в США, но и по всему миру. Правда, действовать закон начнет в усеченной форме: накануне федеральный суд США заблокировал ряд наиболее существенных - и самых спорных - его положений.

Аризонский иммиграционный закон, подписанный губернатором штата в конце апреля, успел наделать немало шума. В течение трех месяцев в стране не утихала общественная дискуссия, а в Аризоне редкая неделя обходилась без демонстрации, пикета или судебного иска против местных властей. Да и жители соседних штатов не оставались в стороне - правительства и граждане нескольких десятков американских городов призывали бойкотировать Аризону, и в результате прекращения делового сотрудничества с рядом компаний из соседних штатов аризонский бюджет не досчитался, по разным оценкам, от 6 до 10 миллионов долларов.

О масштабе, которое приняло противостояние, можно судить уже по тому, что в июле 2010 года судебный иск против властей Аризоны подало федеральное правительство США. Причем министерство юстиции даже не стало вдаваться в суть закона, а просто объявило, что иммиграционное законодательство должно находиться в ведении федеральных властей и принятие соответствующих законопроектов попросту не входит в компетенцию правительств штатов. Впрочем, администрация Барака Обамы дала понять, что в целом поддерживает противников аризонского закона. Подавая первый иск, в минюсте заявили, что готовы подать второй - как только появятся основания полагать, что закон будет применяться с нарушениями конституции США.

Вопрос о несоответствии аризонского закона американской конституции правозащитные организации подняли сразу после его одобрения законодательным собранием штата. Обеспокоенность наблюдателей вызвал целый ряд ключевых положений закона, многие из которых критики неоднократно называли "расистскими".

Например, в соответствии с новым законодательством отсутствие документов, подтверждающих легальное пребывание человека на территории США, объявлялось в Аризоне преступлением. Представителям властей вменялось в обязанность людей без документов задерживать, а в некоторых случаях - депортировать.

Не меньший резонанс вызвало положение, по которому полицейские получили возможность проверять документы у людей, в отношении которых по тем или иным могли возникнуть "подозрения", что они находятся в США нелегально. Правда, при детальном изучении текста законопроекта выяснилось, что без повода проверять документы на улице аризонские полицейские все равно не смогли бы - требовать подтверждение вида на жительство у предполагаемого нелегала можно было бы только в том случае, если его уже остановили в связи с каким-либо правонарушением. Но неприятный осадок, что называется, остался.

Вообще основную массу претензий вызвала не буква аризонского закона, а его дух. А он и правда идет вразрез с некоторыми постулатами американской общественно-политической жизни. Опасения, что этот закон носит неконституционный характер, связаны прежде всего с тем, что подавляющее число нелегальных иммигрантов в Аризоне - выходцы из Мексики. Следовательно, и сам закон подспудно оказывался направлен против мексиканцев. Критики опасались, что полицейским придется проверять документы по расовому или национальному признаку, что является нарушением прав человека и запрещено американской конституцией.

В остальном, в законе содержались вполне логичные (и более чем допустимые с точки зрения демократичности) предложения. Например, было предусмотрено ужесточение наказаний для предпринимателей, использующих труд заведомых нелегалов. Также предлагалось ввести ответственность водителей за перевозку нелегальных мигрантов. С помощью этих мер власти штата надеялись избавиться от целого ряда понятных социальных язв, связанных с притоком иммигрантов - роста преступности, контрабанды наркотиков и людей, систематического нарушения трудового законодательства.

28 июля, накануне вступления закона в силу, американский суд удовлетворил иск федерального правительства. Полностью блокировать закон судья Сьюзан Болтон (Susan Bolton) отказалась, однако постановила изъять из него ряд спорных положений. В частности, проверку документов на основании "подозрения" суд признал незаконной. Также из закона убрали пункт о том, что отсутствие документов является преступлением.

Формулировка, по которой те или иные положения документа были объявлены незаконными, отчасти была предопределена сутью поданного минюстом иска. Суд признал прерогативу федерального правительства в области иммиграционного законодательства, и все убранные из закона положения были признаны выходящими за рамки ответственности правительства штата Аризона.

Таким образом, принципиального разрешения конфликт вокруг аризонского иммиграционного закона не получил - скорее, его урегулирование было отложено на неопределенный срок. Формально, следующий шаг остается за правительством Аризоны, которое намеревается оспорить решение суда. Кроме того, на рассмотрении у судьи по-прежнему находятся семь исков против аризонского закона, в ряде которых правительство штата обвиняется в нарушении американской конституции и прав человека.

Однако основная ответственность лежит теперь на администрации Барака Обамы, который в конце 2009 года объявил о необходимости проведения в стране общенациональной иммиграционной реформы. Собственно, поданный минюстом иск был направлен именно на то, чтобы закрепить права правительства и подготовить почву для принятия нового федерального иммиграционного законодательства, предупредив тем самым появление подобных "аризонских законов" по всей территории США.

Другое дело, что осуществить такой проект, возможно, будет даже труднее, чем провести реформу здравоохранения. Дискуссия вокруг аризонского закона убедительно показала, что проблема иммиграции расколола страну надвое. Разделение в общем укладывается в рамки традиционного противостояния республиканцев и демократов, однако и среди либерально настроенной общественности находятся сторонники "реформы по-аризонски". Последние опросы, проведенные CNN и Opinion Research, показали, что принятый в Аризоне закон в его первоначальной редакции поддержала большая часть американцев: в поддержку документа высказались 55 процентов опрошенных против 40 процентов, не одобривших закон. При этом даже аккуратная критика, озвученная в адрес аризонского закона президентом Обамой, уже сказывается на популярности демократической администрации среди сторонников документа.

Между тем, ближайшие парламентские выборы пройдут в США уже 2 ноября. Маловероятно, что к этому времени демократам удастся значительно повлиять на настроения общественности, и часть кресел в Сенате вполне может перейти к политическим оппонентам Обамы. В этих условиях провести через Конгресс реформу по столь "горячему" для общества вопросу может быть вдвойне затруднительно.