Закаленные в уличных противостояниях жители юга Киргизии снова вышли на площади своих полуразрушенных и разграбленных городов. На этот раз их возмутило намерение новых властей страны навести порядок при помощи иностранных полицейских, готовых прибыть в республику под эгидой ОБСЕ.
Правительство временного президента Розы Отунбаевой, пришедшее к власти на гребне очередной революционной волны в апреле 2010 года, уже совершенно четко осознало, что своими силами навести элементарный порядок в стране оно не в состоянии. Десятки семейно-земляческих кланов, помноженных на многочисленные преступные группировки и поделенных на национальные общины, никак не хотят становиться единым государством.
Человек, пользующийся авторитетом в одном городе или селе - никто в другом и откровенный враг общества в третьем. Относительно надежный контроль над ситуацией у правительства есть только в Бишкеке и прилегающих к нему северных районах. Что творится на враждебно-оппозиционном юге - никто толком не знает, там правят бал тайные и явные сторонники свергнутого президента Курманбека Бакиева. Иногда дело доходит до абсурда: линию государственной границы с соседним Таджикистаном проводит не президент на карте, а местные жители на местности.
Причем никакого улучшения ситуации не наблюдается. Даже тенденции такой нет. Отунбаева просто вынуждена просить помощи за границей. Она уже просила Россию направить на юг Киргизии войска, когда в окрестностях второго по величине города республики - Оша - началась этническая резня.
Москва, конечно, посочувствовала, но российских солдат направлять туда не стала. От греха подальше. Тогда в Бишкеке придумали другой способ попытаться прекратить анархию и межнациональные столкновения на юге страны - направить туда международные полицейские силы под эгидой ОБСЕ для "противодействия межэтническому напряжению".
Расчет такой: главная линия раскола в Оше и его окрестностях - киргизско-узбекский конфликт. В начале июня вчерашние соседи резали друг друга именно по национальному признаку.
Для какого-нибудь бельгийца киргизы с узбеками - все на одно лицо, поэтому от него можно ждать объективности в расследовании преступлений. Чтобы у местного населения не создавалось впечатления, что руководить ими приехали "белые колонизаторы", иностранцам было предложено не выдавать оружие, а их численность ограничить полусотней. Кроме того, полицейские обязательно должны были знать русский язык, на котором в Киргизии говорят почти все.
22 июля ОБСЕ одобрило соответствующее решение. У правительства Киргизии появилась надежда на установление какого-то подобия законности на юге страны.
Однако против приезда иностранцев выступили сами киргизы. На улицы многих городов, включая, конечно, Ош и Бишкек, вышли представители неизвестно откуда взявшегося движения "Народ Кыргызстана - против внешних сил".
"Народ Кыргызстана", как следовало из его плакатов, весьма напугала перспектива превращения юга страны в среднеазиатский вариант Косово.
Дело тут вот в чем. Воображение участников манифестаций рисовало примерно такие картины: сначала в Ош прибывает полиция ОБСЕ, которая берет под защиту всех, включая узбеков. Те, видя, что ситуация стабилизировалась, возвращаются в южную Киргизию, откуда бежали от июньских беспорядков, после чего в районе Оша их становится большинство. ОБСЕ, известное страстью к проведению свободных выборов, их проводит. Побеждает какой-нибудь узбек, который тут же объявляет об автономии юга Киргизии. Потом, если хватит смелости, он и независимость объявит.
Вуаля - вот вам и Косово. Со всеми вытекающими.
И хотя такой вариант развития событий сейчас кажется полуфантастическим, полностью отбрасывать его нельзя.
Узбеков в Оше и окрестностях действительно больше, чем киргизов, взаимная озлобленность между ними остается на высоком уровне (июнь никто не забыл). "Гонимые и притесняемые" узбеки вполне могут рассчитывать на сочувствие иностранных наблюдателей. Более того, чисто географически Ош - это часть в основном узбекской Ферганской долины. От северной Киргизии этот город отделен высоченной горной грядой, сквозь которую проходит лишь одна дорога.
Одного взгляда на карту хватает, чтобы понять: юг Киргизии - регион особый. При полной импотенции центральных властей Киргизии и воле крупных внешних игроков организовать там второе Косово больших усилий не составит.
Живущие там киргизы все это отлично понимают, поэтому никакого восторга по поводу возможного прибытия иностранцев у них нет. Мэр Оша Мелис Мырзакматов совершенно открыто заявил, что является националистом, что в этом его поддерживает народ, и что возвращения узбеков в городе не очень ждут: их рынки и кварталы компактного расселения, сожженные во время погромов, по словам мэра, восстановлению не подлежат.
Решительность Мырзакматова велика. Он даже заявил, что не подчинится президенту, если та попробует отправить его в отставку за нежелание принимать полицейских ОБСЕ. В своих действиях он пообещал руководствоваться не указаниями из Бишкека, а "волей народа".
Народ же уже выразил свое отношение к прибытию иностранцев - одного из них (пока аллегорически, в виде чучела) сожгли на одной из площадей Бишкека.
Отунбаевой сейчас не позавидуешь. С одной стороны, пробакиевские националисты превратили юг страны в свою вотчину, не слушают и не боятся ее. С другой - полицейским ОБСЕ, которые могли бы навести там порядок, местные жители обещают очень холодный прием. Ну и с третьей - косовский сценарий все равно маячит где-то на горизонте.
Оставить все как есть президент не может, допустить гибели или ранения иностранцев, разделить страну - все это также исключено.
Как именно будут развиваться события, сказать сложно. Но с очень большой вероятностью новый политический кризис жители Киргизии разрешат традиционным для себя способом: похватаются за палки, цепи и дубинки и пойдут кого-то свергать. На этот раз, похоже, Отунбаеву.
Так уж у них заведено.