16 августа в Москве был задержан гражданин Румынии Габриэл Греку, служивший в румынском посольстве. Задержание стало итогом расследования ФСБ, заподозрившей первого секретаря диппредставительства в шпионской деятельности. Затем предполагаемого разведчика объявили персоной нон грата и обязали покинуть страну в течение 48 часов. В ответ Румыния обвинила Россию в нарушении международных дипломатических договоренностей и выслала из Бухареста сотрудника российского посольства.
Задержание Греку, уже прозванного в российских СМИ без малого шпионом, произошло в одном из торговых центров на западе столицы. По оперативным данным, там Греку должен был встретиться с информатором-россиянином и получить от него некую секретную информацию. Забрав сумку, оставленную информатором в ячейке для хранения вещей, сотрудник посольства Румынии был задержан подоспевшими контрразведчиками.
Сомнений в том, что Греку занимался именно разведывательной деятельностью, а не пришел в супермаркет за покупками, в ФСБ развеяли сразу же, приведя неоспоримые аргументы: при себе у дипломата были некие предметы шпионского снаряжения, которые ясно говорят о характере его "дипломатической" деятельности в России. О каком именно снаряжении шла речь, ничего не говорилось, однако журналисты предположили, что у Греку был изъят специальный сканер, который определяет наличие наружного наблюдения.
Небезынтересна личность самого Габриэла Греку. Как громко заявляют в ФСБ, он является кадровым сотрудником Службы внешней информации Румынии, а должность в посольстве служила ему прикрытием, как видно, неудачным. Румынские СМИ, не оставившие без внимания шпионский скандал с участием своего соотечественника, отзываются о Греку как о скромном и невзрачном человеке, ведущем совершенно обычный образ жизни, не имеющем ничего общего с кинематографическими "шпионскими" историями. У Греку, утверждают в Румынии, нет роскошных вилл и дворцов, автомобилей и бриллиантов. Не обнаружено у него и банковских счетов или ценных бумаг, а годовой доход предполагаемого шпиона и вовсе составлял 20 тысяч румынских леев, что примерно соответствует 185 тысячам рублей. Единственное сходство Греку с голливудскими шпионами можно усмотреть лишь в том, что он является мастером боевых искусств - факт из биографии дипломата, потребовавший присутствия при задержании двух бойцов спецназа ФСБ.
Отдельного упоминания заслуживает и информатор Греку, якобы снабжавший его секретной военной информацией. Это неназванный российский военнослужащий, завербованный еще во времена предшественника Греку Дину Пистолей. По информации российских контрразведчиков, этот военный долгое время сотрудничал с Пистолей, однако разговор о передаче Румынии секретных военных данных зашел только с приездом в Россию Греку. К слову, именно Пистолей приписывают разработку схемы деятельности румынских разведчиков в РФ, которой руководствовался и Габриэл Греку. Согласно этой схеме, информаторы получали задание от агентов по электронной почте, затем записывали собранные сведения на флеш-карту, которую впоследствии оставляли в ячейках для хранения вещей в московских супермаркетах.
О сфере незаконных интересов первого секретаря румынского посольства в ФСБ говорить отказались, однако, как водится, на выручку подоспели журналисты. По сведениям газеты "Московский комсомолец", Греку выведывал информацию о российском военном присутствии в Молдавии, а именно - в Приднестровье. По существу, самой Румынии эти сведения пригодились бы лишь для ознакомления с ситуацией в мятежной республике, однако ее союзники по блоку НАТО могли бы извлечь из разведданных Греку куда больше пользы. Не стоит забывать, что в феврале 2010 года Румыния вслед за Польшей дала согласие на размещение на своей территории элементов американской системы ПРО - шаг, безусловно, не обрадовавший Кремль.
Тогда, на фоне появления ПРО в Румынии, положительной новостью для Москвы стало заявление главы непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Игоря Смирнова, который выразил готовность принять на своей территории дополнительные подразделения российских войск, а также батареи тактических ракетных комплексов "Искандер". Связь между американской системой ПРО в Румынии, "Искандерами" в Приднестровье и московской деятельностью дипломата Греку прослеживается очень смутно. Однако не исключено, что первому советнику было поручено разузнать, как продвигается "приднестровский ответ" России на размещение американских ракет в Румынии.
Какими бы ни были настоящие интересы Габриэля Греку, его поведение крайне возмутило российский МИД. Временному поверенному в делах Румынии в Москве была вручена нота протеста, в которой действия Греку были названы "несовместимыми со статусом дипломата и наносящими ущерб интересам безопасности России". Греку объявили персоной нон грата и настоятельно попросили его покинуть территорию РФ в течение 48 часов, то есть не позднее 18 августа. О местонахождении разоблаченного шпиона не сообщается, однако очевидно, что на его месте любой другой поспешил бы покинуть страну во избежание дальнейших проблем.
Не заставила себя ждать и реакция Бухареста. Сначала 17 августа румынский МИД обвинил Россию в "серьезном нарушении" Венской конвенции о дипломатических сношениях, регламентирующей нормы в области дипломатического права, в том числе деятельность зарубежных дипмиссий и их сотрудников. А на следующий день, 18 августа, Румыния прибегла к характерному и в таких случаях ожидаемому шагу - ответному выдворению со своей территории российского дипломата. "Жертвой" шпионского скандала стал Анатолий Акопов, занимающий аналогичную Греку должность в российском посольстве в Бухаресте. Акопова также "обозвали" общеизвестным дипломатическим термином, обязав паковать чемоданы и в течение двух суток покинуть Румынию.
Уже на данном этапе очевидно, что последствия задержания в Москве Габриэла Греку могут нанести серьезный удар по отношениям между Россией и Румынией. Однако гораздо сильнее бросается в лицо другой факт - уж слишком часто Россия упоминается в последние месяцы в контексте тех или иных шпионских скандалов. Только этим летом сначала были 11 "русских шпионов" в США, затем чешский тюремный психолог Роберт Рахарджо, передававший в Москву военные секреты, а после разоблачения и вовсе бежавший в Россию. В то же время ФСБ давно не радовала россиян громкими сообщениями о разоблачении агентов иностранных разведок. Возможно, задержание Греку, получившее значительную огласку в СМИ, как раз и должно было напомнить всем, что российские контрразведчики тоже не зря едят свой хлеб.
Артур Степанов