Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Незаменимых нет

Счетная палата пригрозила изгнать Exxon Mobil с Сахалина

В противостояние правительства России и оператора проекта "Сахалин-1" Exxon Neftegas вмешалась Счетная палата. По мнению аудитора Михаила Бесхмельницына, попытки Exxon Neftegas увеличить суммарные затраты на проект приведут "к значительному снижению доходности государства". Счетная палата не исключает даже смены оператора проекта на российскую компанию. Готовы ли чиновники пойти на обострение конфликта, пока неясно, зато известно, что "Газпром" уже рассматривает вопрос о возможности вхождения в "Сахалин-1".

Бесхмельницын 26 октября выступил с критикой Exxon Neftegas в ходе специальной пресс-конференции по итогам проверки деятельности проектов СРП в 2009 году. В России реализуется всего три крупных проекта на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), - "Сахалин-1", "Сахалин-2" и проект по разработке Харьягинского месторождения. Но большая часть выступления аудитора касалась именно "Сахалина-1".

Проект "Сахалин-1" включает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе острова Сахалин, потенциальные извлекаемые запасы которых оцениваются в 307 миллионов тонн нефти и 485 миллиардов кубометров газа. Основная добыча нефти и газа осуществляется с месторождения Чайво. В операторе проекта Exxon Neftegas американской Exxon Mobil и японской Sodeco принадлежит по 30 процентов, "Роснефти" и индийской ONGC - по 20 процентов.

Соглашение СРП, на основе которого разрабатывается "Сахалин-1", предполагает, что после того, как участники проекта возместят свои убытки, они должны будут перечислять определенную долю прибыли в бюджет России. С начала реализации проекта "Сахалин-1" в бюджет России поступило свыше 3,8 миллиарда долларов, а в течение всего срока реализации проекта доход государства превысит 70 миллиардов долларов (оценка при средней цене нефти 55 долларов за баррель).

На пресс-конференции Бесхмельницын заявил, что Exxon Neftegas собирается уменьшить производственные показатели, увеличив суммарные затраты на проект с 42,8 до 95,3 миллиарда долларов на период до 2055 года. По его словам, такое решение приведет к "значительному снижению доходности государства", а первоначальные затраты в рамках "Сахалина-1" с середины 1990-х годов будут превышены в 6,6 раза.

Ранее газета "Ведомости" писала, что Exxon Neftegas предложила правительству России удвоить расходы на проект "Сахалин-1". Однако чиновники с представленной Exxon Neftegas оценкой не согласились, хотя именно они попросили компанию подготовить новый документ по обустройству "Сахалина-1". Предыдущий подобный документ был согласован еще в 2003 году.

Если бы чиновники одобрили предложение Exxon Neftegas, то "Сахалину-1" достались бы сомнительные, с точки зрения государства, лавры самого дорогого проекта в истории российской нефтяной отрасли. Для сравнения, сейчас самым дорогим проектом является "Сахалин-2" (оператор - "Газпром"), затраты на который превышают 65 миллиардов долларов. В конце сентября Минприроды заявляло, что разногласия между ведомствами и оператором "Сахалина-1" сохраняются, а обсуждение сметы расходов по проекту с компанией проходит сложно.

Об отзыве лицензии пока речь не идет, но Счетная палата не исключает замены оператора проекта. "У нас незаменимых нет. Мы рассматриваем любые вопросы и любые предложения. Сегодня на их место (иностранных операторов – прим. "Ленты.ру") могут прийти российские компании", - заявил аудитор, отвечая на вопрос о возможной смене оператора проекта. В пример того, как следует работать, Бесхмельницын привел проект "Сахалин-2", отметив, что с момента появления в проекте "Газпрома" в проекте "все стало прозрачнее".

В свою очередь, Exxon Neftegas ответила чиновнику, что работает в рамках утвержденной сметы проекта и что объем работ не претерпел существенных изменений. Между тем, газета "Ведомости" писала, что в 2005 году Exxon Neftegas изменила концепцию проекта и заявила о необходимости увеличения затрат. В результате государство ориентировалось на один документ, а оператор - на другой. Это и привело к конфликту с чиновниками.

В конце июня 2010 года губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин пригрозил найти другого оператора проекта "Сахалин-1". Позднее, впрочем, в Минэнерго заявили, что для смены Exxon Neftegas "нет никаких оснований", зато чиновники отказались утверждать смету проекта на 2010 год. Exxon Neftegas просила 3,5 миллиарда долларов, а получила лишь миллиард.

С конца 1990-х годов в России не заключено ни одного нового СРП. При этом, стремясь взять под контроль уже действующие соглашения, правительство добилось, чтобы в каждом из трех проектов, действующих в режиме раздела продукции, присутствовала госкомпания. Проект "Сахалин-2" Бесхмельницын упомянул не ради красного словца: на его примере лучше всего видно, как именно российские компании заходили в уже действующие СРП.

В 2006 году "Газпром" приобрел половину компании Sakhalin Energy, оператора проекта "Сахалин-2". Изначально проект разрабатывался англо-голландской компанией Royal Dutch Shell, а также японскими Mitsui и Mitsubishi, которые и снизили свои доли в Sakhalin Energy. Сделке с российским концерном предшествовал скандал: смета была увеличена в полтора раза, после чего Роспотребнадзор предъявил оператору "Сахалина-2" многочисленные экологические претензии. Чиновники оценивали ущерб от разработки месторождения в 30 миллиардов долларов. После того как в проект вошел "Газпром", все претензии к "Сахалину-2" были сняты.

К "Сахалину-1" российский газовый гигант также проявляет недюжинный интерес. Так, накануне Bloomberg со ссылкой на главу департамента внешнеэкономической деятельности "Газпрома" Станислава Цыганкова сообщил, что монополия ведет переговоры о получении доли ONGC в "Сахалине-1". Взамен концерн обещает организовать поставки газа в Индию.

В "Сахалин-1" "Газпром", как несложно догадаться, привлекает газ. Изначально российский концерн намеревался выкупать все добываемые в рамках этого проекта объемы топлива, требуя от Exxon Neftegas, чтобы та продавала его по внутрироссийским ценам. Exxon Mobil такой вариант не устроил.

Российский закон "Об экспорте газа" запрещает поставки топлива за рубеж в обход экспортного канала "Газпрома". Однако проекты СРП под действие этого закона не подпадают. Exxon Neftegas хотела организовать поставки в Китай, обещающие более высокий доход, но российские власти блокируют этот проект. Сейчас "Газпром" рассматривает проект "Сахалин-1" как один из источников ресурсов для заполнения строящегося газопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток". Однако у американцев на этот газ другие планы, поэтому стороны уже несколько лет не могут согласовать все противоречия.

В Минэнерго уже пообещали изучить доклад Счетной палаты, но идти на обострение в споре Exxon Neftegas пока явно не собираются. Министр энергетики Сергей Шматко 27 октября заявил, что не ставит вопроса о смене оператора "Сахалин-1".

Экономика17:2518 октября

«На Севере — жить!»

«Норникель» и Мурманская область договорились об интенсивном развитии региона
Экономика00:0115 октября

В пользу бедных

Нищета уничтожает мировую экономику. Эти ученые знают, как ее победить