В 2010 году сразу несколько европейских стран объявили о введении налога на туристов. Аргументация во всех государствах более или менее одна: туристы, как правило, едут за рубеж в отпуска, а следовательно, готовы много тратить. "Мизерные" же налоги в один-два евро они просто не заметят, считают чиновники, обещая направить средства на что-нибудь благородное: например, на восстановление памятников.
Для многих туристов дополнительные налоги на отдых уже существуют. Во всяком случае, именно так они воспринимают визовый сбор, который есть во многих странах. И не важно при этом, оформляется ли виза в посольстве или на границе государства - фактически ведь речь идет о плате за право въезда в страну.
За посещение достопримечательностей туристы, как правило, тоже платят: бесплатными государственные музеи являются лишь в нескольких странах мира (например, Швеции). Средства, полученные музеями от туристов, идут на поддержание экспозиции, реконструкцию, восстановление памятников культуры - в общем, на все то, на что европейские власти собираются тратить новый налог.
Это, однако, не останавливает чиновников: они хотят, чтобы иностранцы поддерживали не только экономику в целом (трата денег за рубежом способствует притоку капитала и увеличению рабочих мест в туристическом городе), но и местные бюджеты. В ряде городов такие налоги взимаются и сейчас (особенно они популярны в США), однако именно на 2010 год пришлось едва ли не рекордное число инициатив по сборам с туристов. Проекты, что любопытно, придумывают в основном города, а не страны - о желании ввести налоги на туристов только в последние несколько месяцев заявили в Лиссабоне, Риме, Венеции, Барселоне и Санкт-Петербурге. На государственном уровне налог был введен только в Германии.
Пролетные
Немецкий налог вообще сильно отличается от того, что придумали европейские города: его скорее уместно будет назвать не туристическим, а "пролетным". С 1 января 2011 года авиакомпаниям необходимо будет доплачивать за каждого пассажира, который вылетает из аэропортов Германии, от 8 до 45 евро. Меньше всего придется платить за тех, кто летит на две с половиной тысячи километров и меньше, 25 евро - для тех, кто летит на 2,5 - 6 тысяч километров и 45 евро для всех остальных.
Учитывая, что многие аэропорты Германии используются туристами как транспортные узлы, доход немецкого бюджета получится немаленьким. Один только аэропорт Франкфурта-на-Майне обслуживает в год более 50 миллионов пассажиров. Он стал третьим по величине аэропортом в Европе во многом именно благодаря туристам. Так, в десятку самых загруженных направлений 2009 года во Франкфурте попали Чикаго, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Мюнхен.
Но, судя по всему, части прибыли от налога Германия все же не досчитается. Дело в том, что новый налог крайне невыгоден для авиакомпаний-дискаунтеров, так как он в ряде случаев может увеличить стоимость перелета для пассажира в полтора-два раза. Поэтому европейские дискаунтеры уже стали искать возможности для "переселения" из Германии.
Первой это сделала авиакомпания Ryanair. Ирландский перевозчик объявил, что с середины 2011 года вынужден будет сократить целый ряд маршрутов из Германии. Так, из Франкфурта количество маршрутов будет сокращено на девять, а количество полетов в неделю - на 150. Уменьшит свое присутствие Ryanair и в других немецких городах, в том числе в Бремене, Дюссельдорфе и Берлине.
Ирландцы предупредили Германию, что пассажиропоток на маршрутах Ryanair сократится на три миллиона человек в год. Кроме того, инициатива властей оставит без работы три тысячи человек.
Ночной налог
Другие налоговые инициативы принадлежат отдельным городам. В Барселоне, по подсчетам местного мэра, новый налог приносил бы казне дополнительные 20 миллионов евро в год, а в Лиссабоне считают, что смогли бы собрать с туристов дополнительно 13 миллионов евро. Взимать плату планируется в гостиницах и просто включать ее в стоимость проживания. В Лиссабоне даже придумали специальную шкалу: за ночь в отеле или гостинице туристам, если законопроект будет одобрен, придется платить по 1,9 евро за ночь, а за ночь в хостеле - 20 евроцентов. Еще по евро придется заплатить при пересечении границы Португалии.
Но дальше всех в "гостиничных" налогах пошли в Италии. В Риме, например, уже одобрили дополнительный сбор со всех туристов, которые останавливаются в гостиницах. За проживание в отелях до трех звезд придется платить по два евро за ночь, в отелях получше - три евро. При этом постояльцы хостелов от налога будут освобождены.
Римский сбор вызвал (как, впрочем, и большинство всех инициатив чиновников в Италии) бурную дискуссию. Против него выступали, во-первых, отельеры, а во-вторых - представители малого бизнеса. Последние указывали, что у туристов останется меньше денег на покупки, что сразу же скажется на их прибылях, однако чиновники сочли, что 2-3 евро погоды не испортят.
Точно так же подумали и в других туристических центрах Италии - Венеции и Флоренции. Судя по тому, что введение дополнительного налога в 1 евро в этих городах поддержал премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, дело за малым. 22 декабря стало известно, что с введением налога согласился мэр Венеции Джорджо Орсони (Giorgio Orsoni), но когда будет проработана схема взимания сбора, пока неизвестно.
Матвиенко тож
В «Северной Венеции», как любят называть Петербург в туристических путеводителях, решили не отставать от Европы. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко еще в декабре 2009 года предложила ввести налог на туристов в два евро, но тогда федеральные власти проект не поддержали.
Через год запросы Петербурга снизились вдвое: теперь Матвиенко хочет ввести налог в один евро. С ее словами "1 евро - это не деньги" наверняка поспорили бы многие россияне, но для иностранных туристов сумма действительно мизерная.
Чтобы ввести новый налог, петербуржцам придется продавливать федеральные власти, которые должны будут согласиться на изменения в Налоговом кодексе. Еще в 2009 году в Петербурге говорили, что туристический налог стоит ввести исключительно в одном городе, но если поправки будут приняты, то за Питером потянутся и другие регионы: наверняка свой сбор захотят ввести в Москве, в Великом Новгороде, Пскове и других городах.
Если же рассматривать введение такого сбора в целом по стране, то он неизбежно столкнется по крайней мере с одной трудностью. Если в Европе туристические центры уже устоялись и "выгнать" туристов из Венеции или Барселоны будет сложно даже с помощью введения налогов, то в Россию туристов еще надо привлекать и привлекать. В этом смысле введение сбора - не самая хорошая идея.